Механизм коммуникации власти с обществом начинает сбоить, как в позднем СССР

На модерации Отложенный

К сентябрьским выборам власть подходит с минимальными рейтингами. Риски нивелируются отсутствием реальной оппозиции, однако это не отменяет накопления раздражения в обществе.

Самый низкий уровень одобрения у Госдумы — он опустился до показателей 2011 года и сравнялся с «индексом Медведева». Рейтинг «ЕР» на 10% ниже, чем был в 2011 году: тогда он составлял около 40%, сейчас опустился ниже 30%. в 2011-м выборы в ГД повлекли за собой «Болотную» и еще больше подорвали уровень доверия к власти. Каков будет ответ системы в этот раз? Похоже, что вместо необходимой либерализации он будет обратным — «закручивать гайки» продолжат с новой силой.

Снижение рейтингов фиксирует уважаемый иноагент «Левада» («Левада-центр», внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента — ред.) У федеральных структур власти он падает (правительство — 47%, ГД — 39%), а у региональных пока еще удерживается запас прочности (губернаторы — 57%).

Интересно, что к выборам в Госдуму мы подошли с минимальным уровнем доверия этому институту, который почти сравнялся с рейтингом нелюбимого народом Медведева — 38%. «Взбесившийся принтер», «не место для дискуссий», «госдура» и прочие эвфемизмы для «филейной» части федерального собрания показывают отношение к этому органу власти.

Удастся ли выборам 2021 года исправить положение? Вряд ли. Судя по всему, статус депутата может еще больше снизиться в связи с приходом в Думу большого количества лояльных ноунеймов, целью которых станет принятие еще большего количества различных ограничалок и запрещалок.

Ситуацию может исправить лишь приход в ГД новых партий и потеря «Единой Россией» думского большинства. В случае попадания туда «Яблока», «Новых людей» или «Пенсионеров» Дума вполне могла бы вернуть себе статус дискуссионной площадки и былой процент одобрения.

Сейчас любая коммуникация с населением потеряна. Свои решения власть озвучивает в приказном порядке, не уведомляя об этом общество, а лишь постфактум сообщая о них. Общественный договор дописывается на коленке и скрепляется молчаливым согласием большинства, голосовая функция которого передана медиа в виде телекартинки с одобряющими власть политиками и экспертами. Но этот механизм начинает сбоить, как и в позднем СССР.

Поэтому губернаторский корпус остается последним оплотом веры в коллективную власть. 57% — это самый высокий показатель после президента. Но необходимость приводить в жизнь непопулярные федеральные решения, вроде принудительной вакцинации или оптимизации социалки, начинает сказываться и на них. Общий хаос и неразбериха как в политике, так и в экономике, создают у населения ощущение отчужденности от власти. Именно этим объясняется рост оппозиционных рейтингов или бойкота выборов.

Однако от новой Думы вряд ли стоит ожидать либерализации, общий тренд — еще большее количество запретов и ограничений.