Обострение ситуации в Йемене

На модерации Отложенный

Судя по всему, США и Саудовская Аравия не смирились с победой хусистов в Йемене и решили развернуть открытую борьбу с шиитскими повстанцами. Это, естественно, привело к новому обострению обстановки в этой стране. Так, 20 февраля ранее находившийся под «домашним арестом» в Сане подавший в отставку президент ЙР А. Хади при содействии американских спецслужб смог сбежать из йеменской столицы и вскоре он уже оказался в «южной столице» страны - Адене, которая не подчиняется, как и ряд южных провинций, контролируемым хусистами властям в столице. И сразу же близкие к «Братьям-мусульм

анам» местные СМИ стали распространять информацию о том, что А. Хади выступит по аденскому телевидению с призывом к сопротивлению шиитским повстанцам.

Все это выглядит странно, учитывая, что накануне завершился весьма важный этап консультаций в рамках внутрийеменского диалога, в результате которого был согласован законодательный механизм переходного периода. Более того, стороны смогли договориться о создании двухпалатного органа - Национального совета, который должен включить нынешний парламент и новый «переходный народный совет с добавлением в его состав 250 представителей партий и движений, не представленных в парламенте, а также 30% женщин и 20% молодежи. Этот решение стало непростым компромиссом между хусистами, которые настаивали на учреждении Национального совета на базе их Конституционной декларации, и Всеобщим национальным конгрессом во главе с бывшим президентом А. Салехом, который настаивал на сохранении парламента. Кроме того, сохранялась большая вероятность успешного завершения переговоров по «президентскому совету», предложенному хусистами, до предстоящего в начале марте с.г. брифинга в СБ ООН в рамках резолюции 2201.

Однако теперь все эти планы оказались под угрозой срыва. Поскольку отставка А. Хади не была принята парламентом, возникла опасность заявления А. Хади о том, что он возвращается на пост президента ЙР, а временной столицей страны объявит Аден или Таиз (третий по величине город) под предлогом того, что Сана захвачена мятежниками. Это как раз и входит в планы США и Саудовской Аравии, которые организовали побег А. Хади. В Йемене стали стремительно распространяться слухи о том, что под давлением внешних сил, то есть Вашингтона и Эр-Рияда, А. Хади может пойти и на объявление независимости Южного Йемена. Если это случится, то в Йемене может возникнуть более чем парадоксальная ситуация: в Адене находится законный президент, обладающей всей полнотой исполнительной власти, а в Сане - весь госаппарат, управляемый и контролируемый хусистами, а также все находящиеся под «домашним арестом» министры правительства, подавшие в отставку, включая премьер-министра.

Именно по такому сценарию сейчас идет развитие ситуации в ЙР. 23 февраля А. Хади все-таки выступил в Адене с заявлением, в котором он говорил как действующий, а не подавший в отставку президент.

Он назвал государственным переворотом установление хусистами контроля над Санной 21 сентября 2014 года, а все меры и назначения, сделанные после этой даты, квалифицировал как незаконные и не имеющие силу. Он призвал к созыву национального органа, учрежденного конференцией по национальному диалогу для контроля над выполнением ее решений, в Адене или Таизе. А. Хади обратился также к государственным и военным структурам оставаться верными конституции. Отдельно он выразил признательность странам ССАГПЗ, ЛАГ, ОИС и членам СБ ООН, попросив их сохранить политический процесс и отвергнуть переворот и беззаконие. Одновременно А.Хади обратился к спецсоветнику генсекретаря ООН по Йемену Дж. Беномару с просьбой перенести переговоры по йеменскому урегулированию из Саны в другой, «более безопасный город».

Фактически, это можно рассматривать как восстановление президентских полномочий А. Хади, который, судя по всему, будет вести дело к расколу страны на северную и южную части, понимая, что хусисты не намерены капитулировать. Видимо, он либо создаст некое временное правительство, либо попытается вернуть ушедшее в отставку прежнее правительство Х. Бахбаха. За этим последует открытие дипломатических представительств стран Запада и ССАГПЗ в Адене, где уже развертывают свою активность генеральные консульства ряда стран. Большие надежды А. Хади возлагает на мощную финансовую поддержку Саудовской Аравии и возвращение США к практике нанесения воздушных ударов с помощью БПЛА по позициям «йеменских террористов». То есть он намерен втянуть ЙР в гражданскую войну при опоре на внешние силы.

Естественно, вернуть себе административное управление страной А. Хади вряд ли сможет, учитывая, что МВД, Минобороны, спецслужбы и МИД ЙР в Сане перешли под полный контроль хусистов. Если же А. Хади начнет увольнять чиновников, перешедших на сторону хусистов, то это может лишь окончательно расколоть государственную систему. Однако неизбежно размежевание между хусистами и большинством остальных политических сил, представляющих суннитские слои населения. Так что бегство А. Хади в Аден создало для Йемена новые проблемы.

Обострение ситуации неизбежно. Хотя пока что перевес сил, в том числе военных, на стороне хусистов. Не должно быть иллюзий и в плане того, что, видя грубое вмешательство США и Саудовской Аравии во внутренние дела Йемена, в стороне окажется Иран, поддерживающий хусистов. Так что Вашингтон остается верен себе: опора на жесткую силу и грубое вмешательство во внутренние дела суверенных государств остаются его основным инструментом во внешней политике. К чему это привело в Ираке, Египте и Ливии хорошо известно. Как бы нам не пришлось стать свидетелями того, что Йемен тоже начнет превращаться в несостоявшееся государство.