Путин закрепляет в России клановый капитализм

На модерации Отложенный

Эту позицию президент страны "прямым текстом" выразил 1 февраля на совещании по вопросам приватизации.

Начнём с небольшой предыстории. Многих до сих занимает вопрос: Путин за народ или за олигархов? В понятие "За народ" вкладывается ясный для простых смертных смысл: государственная собственность должна работать на всё население страны, а не на кучку избранных. Это человечный и справедливый принцип, который не вызывает возражений и вопросов у большинства россиян.

Что означает "За олигархов" — объяснять никому не надо.

Каждое публичное выступление президента рассматривается через призму этого вопроса — за народ он или за олигархов? И часто Владимир Владимирович, балансируя как искусный канатоходец, умело используя риторические приёмы, оставлял сытыми всех — и волков (власть и имущество предержащих) и овец (народ).

Позиция Путина понятна и объяснима. С одной стороны, не резон ссориться с сильными мира сего. С другой, не хочется терять широкой народной поддержки.

Глубокие аналитики в путинской игре на двое ворот усматривают его хитрую стратегию по перехвату полного и безоговорочного контроля над государственным управлением у старой "либеральной команды", рулящей ещё со времён Ельцина. Только уж больно нерешительно и долго, больше 15 лет, Путин перехватывает этот контроль. Что невольно наводит на мысль: а не является ли "кидание кости" народу лишь тактическими манёврами, направленными лишь на удержание власти.

Такой же была и "открытая" (для телекамер) речь Путина на совещании по вопросам приватизации — двусмысленная. Как говорят в народе, без стакана и не разберёшь, что означает очередной "приватизационный шаг" Путин — за народ или за олигархов?

Ответ на этот ключевой вопрос по принципиальной проблеме имеет стратегическое значение.

Значимость вопроса подчеркнул и сам Путин: "...ещё раз подчеркну: для успешной приватизации принципиально важно, чтобы государство чётко понимало, что и кому продаёт. И какие последствия это будет иметь для развития целых отраслей, да и всей экономики".

И дальше: "Мы с вами прекрасно понимаем, что приватизация — это не только фискальная составляющая, это путь к структурным изменениям в экономике".

Обозначает президент "ключевые моменты" принципов новой приватизации: "максимальную прозрачность сделок как для их участников, так и для общественности", "контроль государства над стратегически важными предприятиями", "экономическая оправданность и целесообразность", "наличие у покупателя стратегии развития приобретаемой компании", "недопущение "серых" схем, вывода активов в офшоры".

Всё правильно и, главное, приятно народному уху.

Но чуткое народное ухо, надо думать, за всеми этими правильными словами уловило и привычный рефрен — "за олигархов, за олигархов". Говоря о планах по приватизации на 2016 год, президент даже не намекает на участие в этом процессе народа. Его как бы и нет. Речь идёт исключительно о гиперкрупным собственниках: "Сегодня нам нужно определиться с конкретными параметрами приватизации в текущем году, решить, какие пакеты акций компаний с госучастием могут быть проданы частным структурам, а какие должны остаться в собственности государства".

И завершая открытую часть выступления Путин повторяет: "...взвешенный подход позволит добиться эффективного баланса госучастия и частного капитала в экономике страны".

Другими словами, богатые, получив от государства ещё один жирный кусок пирога, станут ещё богаче, а бедные — остальное население страны — останутся с тем, что и имели…

Между тем, в пункте первом пятой статьи Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" чётко сказано, что "покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона".

Неужели нельзя создать механизмы, позволяющие, как отдельным лицам, так и объединённым в сообщества людям, участвовать своим совокупным капиталом в приватизации госсобственности со всеми вытекающими отсюда последствиями и дивидендами?

Разумеется, можно и возможно. Однако такое право народу не даруется, а продолжается клановый передел госсобственности России.

В одной своей статей Михаил Делягин говорил: "Чтобы сменить курс и избежать катастрофы, надо изменить сам характер государства: поставить его на службу народа, а не корысти и амбициям разнообразных олигархов".

При обсуждении плана по приватизации на 2016 год у Путина такого стремления, как мне представляется, замечено не было.