"До беды один шаг, а тебе говорят, что всё нормально"

На модерации Отложенный

Трагедия в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» — очередное страшное доказательства того, что систему надзорной деятельности в МЧС РФ надо кардинально менять. Она коррумпирована и не заинтересована в наведении порядка и установлении реального контроля за пожарной безопасностью. Об этом, а также о том, почему за пожар в ТРЦ должны ответить специалисты Госпожнадзора — Znak.com объяснил экс-сотрудник УФСБ по Челябинской области, эксперт в области пожарной безопасности Илья Аристов.

— К трагедии, в глобальном смысле, привел ряд грубых нарушений, как со стороны руководства ТЦ, так и со стороны МЧС. И именно системные ошибки запустили страшную цепочку: мы прекрасно понимаем, что это не теракт, что возможность такой ситуации должна была быть спрогнозирована и приняты меры. Но меры не принимались, так как кто-то не видел в этом необходимости. Кто-то решил, что система безопасности на этом объекте удовлетворяет нормам, что можно так, как есть. Тем более, что последняя тренировка по действиям в случае пожара проводилась неделю назад. 

Этот кто-то — это и инспектор госпожнадзора, который выходил туда с проверкой и закрыл глаза на нарушения, и руководство комплекса, которое также решило, что все хорошо.  

Главное о пожаре в «Зимней вишне». Погибли минимум 53 человека. Выдвинуты три версии ЧП

Однако я не исключаю того, что ранее кто-то обращался в МЧС с просьбой проверить работу комплекса должным образом. Но огромная проблема в том, что порядок рассмотрения обращений в МЧС РФ не предусматривает детальных проверок. Все обращения и указания на то, что нужно что-то изменить или исправить, попадают тем людям, которые должны решать, стоит ли это делать. Но вместо того, чтобы запустить механизм и начать работу, они принимают решение отписаться, что все хорошо и «не кошмарить бизнес». С этого запускается цепочка. 

В Челябинске я понял эту систему. Я обращался в ГУ МЧС по Челябинской области с подобными обращениями о том, что в регионе в школах и больницах не работает система автоматического дублирования сигнала о пожаре. Ты прямо говоришь: может быть трагедия, до беды один шаг. Но на это тебе отвечают, что все нормально.  Пока не случится, какой-ибо трагедии, рассматривать обращения по существу никто не будет. Илья Аристов

 Так и в Кемерово, нужно ставить вопросы не только к руководству, но и к МЧС области и другим контролирующим органам: когда в последний раз проверялся отдел надзорной деятельности, который должен следить за подобными объектами, как этот отдел ведет профилактику, как построена эта работа, сколько из обращений по социальным объектам и объектам с массовым пребыванием людей было рассмотрено по существу и какие реальные меры приняты.

Кто-то принимал решение, что в ТЦ «Зимняя вишня» все хорошо, кто-то участвовал в независимой оценке риска возникновения пожара и закрыл глаза на нарушения. А теперь произошла трагедия. И она не в том, что загорелся комплекс, а в том, что погибли люди. Вот это показатель работы надзорных органов, это страшная оценка их деятельности. 

Сомнительные схемы в ГУ МЧС по Челябинской области приведут к ЧС при пожаре в 60% школ и детсадов

Обязать учреждение привести в нормальное состояние систему пожарной безопасности — для инспекторов госпожнадзора ничего не стоит, это их повседневная деятельность, их работа, которой они не уделяют внимание. Но кроме внутренних проверок и редких вмешательств силовиков никакой управы на эти отделы надзорной деятельности практически нет, они сами себе контролеры.

Много ли у нас по стране из-за нарушений принимается решений приостановить деятельность объекта до 90 суток — практически не принимается! А это действенная мера, потому что для бизнеса такое решение суда по требованию надзорного органа — это колоссальные проблемы, которые заставят реально все исправить и привести в надлежащее состояние. Но это никому не нужно: одни якобы боятся «кошмарить бизнес», вторым импонирует коррупционная схема откатов.

Система неэффективна, но само МЧС отказывается это признавать. На критические материалы в СМИ, где говорится о реальной угрозе для социальных объектов, ведомство обычно пытается всех убедить в том, что все хорошо, а журналисты нагнетают. Но ведь надо отвечать иначе: «Да, вы сгустили краски, но мы исправим, чтобы не было беды». 

Безопасность не бывает наполовину, она либо в полной мере, либо ее нет.