За дыру в бюджете банка ответят вкладчики?

На модерации Отложенный

Механизм «стрижки депозитов» (bail-in) может быть введен в России – правда, не ранее середины следующего года. Об этом заявил вчера замминистра финансов Алексей Моисеев. Напомним, что механизм bail-in – это принудительная конвертация требований кредиторов в субординированные займы или уставный капитал для покрытия «дыры» в капитале банка. Иными словами, если у банка возникнут финансовые проблемы, он получит законное право решать их за счет средств своих вкладчиков.

«Пока мы говорим только о концепции, которую мы буквально вчера разослали на рассмотрение ведомств. Я думаю, что мы реально говорим самое раннее о середине 2017 года», – заявил замминистра. По его словам, нововведение может распространиться лишь на сверхкрупные вклады физлиц – от 100 млн. рублей.

Как уже писали ранее «НИ», «стрижка депозитов» была задействована во время финансового кризиса на Кипре в 2013 года. Тогда тысячи держателей депозитов Bank of Cyprus, включая россиян, получили его акции в обмен на вклады. Причем власти острова в принудительном порядке обменяли 47,5% от сумм вкладов свыше 100 тысяч евро на акции банка.

Теперь уже российские денежные власти полагают, что bail-in может стать одним из вариантов работы с банками, которые оказались в предбанкротном положении.

Сейчас, когда финучреждение банкротится, все его вкладчики получают компенсации в размере до 1,4 млн. рублей от Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

«Идея с bail-in, разумеется, не от хорошей жизни. Банки банкротятся чуть ли не каждую неделю, а значит, на АСВ ложится все большая нагрузка по выплатам вкладчикам, – говорит «НИ» аналитик «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. – Но есть обычные, а есть крупные, часто аффилированные с банком вкладчики, которые вполне могли бы поучаствовать в спасении кредитной организации. Однако данная идея потребует внесения изменений в банковское законодательство, акты о банкротстве. А это, очевидно, дело не одного дня или даже года».

«Bail-in предполагает, что крупные вкладчики в случае санации банка вместо получения своих средств смогут рассчитывать только на получение акций этого банка и надеяться, что в дальнейшем он выберется из сложной ситуации. Вряд ли такая перспектива встретит положительный отклик у вкладчиков», – считает Тамара Касьянова, управляющий партнер АО «2К».