«Сумма» идет ко дну?

На модерации Отложенный

Дело в отношении братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых пополняется все новыми и новыми эпизодами.

 

Недавно выяснилось, что братьев пытаются привлечь к субсидиарной ответственности. Арбитражный иск касается АО «Глобалэлектросервис» (ГЭС) .

Временный управляющий Михаил Андреев обвинил Магомедовых в нежелании принимать меры после появления признаков неплатежеспособности АО «Глобалэлектросервис» (ОАО ГЭС). Привлечь владельцев «Суммы» к ответственности управляющий решил на основании статьи 61.12 закона о банкротстве, которая дает право привлекать к субсидиарной ответственности руководителей и контролирующих должника лиц (КДЛ).

Столь радикально закон в российской юридической практике толкуется впервые.

Весьма примечательно, что «первыми жертвами» стали именно братья Магомедовыи их команда администраторов. Заставляет обратить на себя внимание и сумма иска — 17 млрд руб.

Но главная интрига— это попытка выяснить, какую роль играли Магомедовы в бизнесе ГЭС. До 17 декабря Михаил Андреев должен предоставить суду доказательства, что их роль соответствовала тому, что понимается под «контролирующие должника лица». Если ему это удастся, то такой прецедент (а его роль в арбитражных делах крайне велика) может потопить не только остатки бизнеса «Суммы», но стать началом переформатирования всего отечественного бизнеса, который построен на фундаменте технических компаний с номинальными акционерами. В число обвиняемых вошли менеджеры многих корпораций, входящих в «Сумму», в том числе кипрской «Е-Севен Лимитед» (на него заведены 99% акций ГЭС), а также ООО «Бейкер Тилли Русаудит» (которая в 2017 года стала называться «Кроу Русаудит»).

АО «Глобалэлектросервис»— является ключевым фигурантом дела о хищении госсредств, которые выделялись на строительство стадиона в Калининграде и ТЭС в Советской Гавани в Хабаровском крае. По каким-то причинам компании не удалось выполнить взятые на себя обязательства.

Теперь данный факт может запросто превратиться в преступную халатность и даже в настоящий умысел.

В «умышленном» направлении также развиваются события и вокруг другого актива «Суммы» — Объединенной зерновой компании (ОЗК). На одном из ее хранилищ в Орле был выявлен факт хищения почти 20 тыс тонн зерна. Данный факт был выявлен командой, в которую вошли представили — Россельхозбанка, Генпрокуратуры и МВД. По предварительным оценкам, ущерб превысил 200 млн руб., что, в общем-то, далеко не фантастическая цифра для корпорации масштабов «Суммы». Куда важнее другое — речь идет о зерне федерального интервенционного фонда. Такое положение дел превращает братьев Магомедовых то ли в «вороватых директоров склада«, то ли в «расхитителей стратегических ресурсов» – тут уж смотря под каким «соусом» преподнести произошедшее.

В перспективе экономические дела братьев Магомедовых вполне могут стать политическими. Экс-сенатор Магомед Магомедов, отвечавший в ««Сумме» за политику«, по всей видимости, уже начал движение по этому пути.

Выступая ранее в суде, он отметил, что крупным бизнесменам при появлении проблем следует как можно быстрее покидать страну. Политический смысл заявления Магомедова усилился упоминанием проблем с которыми столкнулись владельцы трех или четырех холдингов, соизмеримых по масштабам с «Суммой».

Политизировать дело Магомедовых может их связь с Давидом Капланом, который мало известен в России, поскольку формировался в Прибалтике, занимаясь там в начале 1990-х годов «расшивкой» платежей между контрагентами из бывших советских республик.

Эта связь способна завести в самые темные закоулки теневой банковской системы и обстоятельствами убийства осенью 2006 года зампреда Центробанка Андрея Козлова. Данное дело может обернутся катастрофой для очень большого числа влиятельных людей.