Руководитель партии Литвы: советской агрессии не было

На модерации Отложенный

Альгирдас Палецкис — литовский политический деятель, руководитель Социалистического народного фронта Литвы, занимал видные дипломатические должности при различных европейских организациях. Но по-настоящему большую известность он заслужил, произнеся всего одну фразу. Возможно, его слова и не вызвали бы такого резонанса, да только литовское руководство усмотрело в них насмешку над теми, кто погиб у Вильнюсской телебашни в ночь на 13 января 1991 года, и решило возбудить против него уголовное дело за отрицание факта советской агрессии. Напомним, что согласно “правдивой” версии литовских руководителей, безоружные граждане пали от рук советских солдат. Что же такого сказал господин Палецкис?

 В ходе дискуссии на литовском радио “Žiniu radijas” Палецкис обмолвился всего парой слов о событиях 13 января: “Как сейчас выясняется, свои стреляли в своих”. Спустя 20 лет после трагедии в Литве были опубликованы некоторые документы, которые позволяют пролить свет на произошедшее той ночью. Многие сходятся во мнении, что трагедия была результатом кровавой провокации радикального движения “Саюдис” (к слову сказать, именно из этого движения родились некоторые современные литовские партии и государственные деятели). Может быть, такого рода откровение Палецкиса и сошло бы ему с рук, но один из правых политиков Литвы, который счел, что господин Палецкис тем самым подверг сомнению факт советской агрессии 1991 года и оскорбил память январских жертв, подал на него в суд.

 Как ни странно, руководитель Социалистического народного фронта нашел весомые доказательства того, что его слова не только имеют право быть, но и могут послужить призывом для переосмысления трагических событий январской ночи. Со слов свидетелей известно, что стрельба в направлении телебашни и советских солдат, окруженных литовцами, велась с крыш рядом стоящих домов, а некоторые из них говорят, что стреляли и из самой телебашни, в которой, как известно, находились ее безоружные защитники. “Ясно и по документам прошлых судов, и по съемкам, что у солдат были автоматы Калашникова. А пули, которые извлечены из части жертв, принадлежат к типу боеприпасов мелкокалиберных винтовок или охотничьих ружей, которые не могли быть у советских солдат по определению”, - сообщил Палецкис.

Его заявление подтверждается свидетельствами очевидцев, которые говорили, что звуки выстрелов были слишком громкие, а один из этих свидетелей своими глазами видел эти гильзы. Это был Павел Лагодный, ветеран Великой Отечественной войны. Лагодный уверяет, что это были охотничьи гильзы 16-го калибра и гильзы от винтовки Мосина образца 1898 года. Однако теперь уже никто не скажет, куда делись документы расследования трагедии, которые когда-то были переданы уже независимой Литве.

 Интереснейшее действо предстояло запечатлеть тем, кто присутствовал на суде. Свидетели со стороны обвинения откровенно путались в показаниях. А бывший следователь милиции Кристина Брадаускене на вопрос о том, кто же все-таки мог стрелять с крыш прилегающих домов, и вовсе ответила, что хотела бы оставить свое мнение при себе, иначе она может оказаться рядом с Палецкисом. “Когда подъехали, толпа народа собралась. Танкисты были до половины в люках. И когда сверху началась стрельба, они залезли в эти люки. Они не стреляли”, — говорит на суде свидетель Данголе Раугалене. Но прокурор, в свою очередь, предлагает не брать это во внимание. Весьма откровенными оказались и слова первого свидетеля обвинения господина Альвидаса Медалинскаса, который счел, что вообще признавать другую версию произошедшего было бы просто политически невыгодно. Тем не менее, привлеченный эксперт-лингвист Д. Саткауските заявила, что произнесенная руководителем социалистического фронта фраза выражает лишь его собственное отношение к событиям двадцатилетней давности.

 Казалось бы, граждане страны должны знать истинную версию того, что произошло тогда и кто виновен в жертвах у телебашни 13 января 1991 года. Дело Палецкиса вызвало немалый переполох в стане литовского руководства, и стоит ли говорить, что многие участники тех событий сейчас находятся у власти. Все же хочется верить, что, несмотря на ничтожно малое и противоречивое освещение этого процесса в государственных СМИ Литвы, общественность откликнется на это резонансное дело и добьется ответа на вопрос, кто же стрелял в безоружных людей. А что касается господина Палецкиса, то окончательный вердикт он услышит лишь 14 декабря 2011 года.