ШОС против ПРО

На модерации Отложенный

На протяжении многих лет Россия резко критически относилась к планам США, предусматривающим создание в Европе системы защиты от баллистических ракет. В чем же заключается позиция Москвы, и что думают на этот счет другие участники Шанхайской организации сотрудничества – и в частности, Китай?

В 2009 году президент Барак Обама «положил под сукно» предложение администрации Буша о размещении десяти систем перехвата на территории Польши и радиолокационной станции на территории Чехии.  

По словам эксперта по контролю над вооружениями Джозефа Чиринчоне, новый план, разработанный в США, отличается значительно большей гибкостью.

«США развертывают новую систему перехвата ракет, – констатирует Чиринчоне, – и основу ее составляют эсминцы и крейсера, оснащенные многофункциональными боевыми системами “Иджис”. Вместе с тем планируется и развертывание усовершенствованных наземных средств перехвата, причем некоторые из них должны быть размещены в странах, прежде входивших в союз Варшавского договора, в том числе – в Польше и Румынии. Если технические параметры этих ракет будут соответствовать ожиданиям американского руководства, то они будут способны сбивать российские баллистические ракеты дальнего радиуса действия, и именно это беспокоит Россию».

Соединенные Штаты неоднократно заявляли, что система ПРО не направлена против России, но призвана служить защитой от возможных ракетных нападений со стороны таких стран, как Иран.

По словам Чиринчоне, это еще одна причина, по которой Россия возражает против развертывания этой системы.

«Россия не хочет столь мощного военного присутствия США возле ее границ, – подчеркивает аналитик, – и в этой связи возникают некоторые подозрения. Американское военное присутствие в Афганистане, в Ираке, все эти базы, договоренности с Узбекистаном и другими странами о снабжении американских войск… Конечно, отношения с Польшей и другими восточноевропейскими странами никак не связаны с Россией и не сфокусированы на ней.

Однако у российской стороны сложилось какое-то параноидальное представление о том, что все направлено против нее. Поэтому можно сказать, что Россия очень обеспокоена тем, что она характеризует как усиливающееся присутствие США у ее границ».

Россия входит в состав регионального альянса – «Шанхайской организации сотрудничества». Кроме России, в эту организацию входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Китай. Некоторые эксперты полагают, что Россия рассматривает ШОС как потенциальный противовес НАТО.

На состоявшемся в прошлом месяце саммите ШОС шесть стран-участниц подвергли критике концепцию «противоракетного щита», заявив, что последний «может повредить стратегической стабильности и международной безопасности».

По словам Марко Папича, эксперта из частной аналитической фирмы STRATFOR, очень важно то, что Москва убедила Пекин подписать документ, в котором изложены возражения против американского плана противоракетной обороны (ПРО).

«Дело не в этой организации самой по себе, – считает Папич. – Важно то, что Китай уже выражает недовольство по поводу системы ПРО. И происходит это не потому, что Китай серьезно обеспокоен тем, что происходит в Европе, не потому, что его беспокоит судьба европейских стран. На самом деле Пекин обеспокоен тем, что система ПРО в Европе может стать своего рода стратегической моделью, которую Соединенные Штаты смогут использовать в других частях мира, в том числе и в непосредственной близости от Китая».

В прошлом году на саммите НАТО в Лиссабоне Соединенные Штаты и Россия согласились сотрудничать по вопросу о противоракетной обороне. По словам экспертов, несмотря на некоторый прогресс, Москва все еще принципиально возражает против плана ПРО.

Виктор Кременюк – известный аналитик из московского Института США и Канады – заявил в интервью российским СМИ, что если Москва и Вашингтон не договорятся о совместном «противоракетном щите», то Россия обратится за помощью к Китаю.