Что на самом деле происходит с российским образованием

На модерации Отложенный

Во Всемирный день учителя задумался о том, к чему мы пришли в системе российского образования за последние десять лет. Объективно российская школа сильно сдала и требует серьезных преобразований.

С одной стороны мы имеем устаревшие образовательные программы, которые мало отвечают современным реалиям, с другой – уставших педагогов, чей средний возраст достиг 50 лет, с третьей – непонятную ситуацию с образовательными стандартами и ЕГЭ, когда неясно, то ли он слишком примитивен, то ли наоборот слишком сложен для наших школьников. То есть эксперты утверждают, что он отупляет (http://ria.ru/videocolumns/20110630/395524529.html) но при этом только 1,4% учеников элитных школ способны выполнить его на пятерки (http://www.ria.ru/ratings_analytics/20111003/448211880.html).



Отдельная проблема образования – это вопрос финансирования. В 90-е годы, как все мы помним, зарплата педагогов не превышала прожиточного минимума. Но и ее не выплачивали. В 1999 году учителя объявили трёхдневную общенациональную забастовку в связи с тем, что заработная плата была задержана в среднем на четыре месяца. Они блокировали основные автомобильные трассы и железнодорожные пути, парализовав тем самым экономическую деятельности нескольких регионов (http://www.syndikalist.narod.ru/law/pravzab.htm).



Начиная с 2000 года, размеры консолидированного бюджета на образование в России начали расти и увеличились (http://demoscope.ru/weekly/2009/0375/tema07.php,%20http://www.finansmag.ru/news/90348) в 10 раз – с 214, 8 млрд до 2,1 трлн рублей. В процентном соотношении эти расходы составляют сегодня целых 11% бюджета (http://info.minfin.ru/kons_rash_isp.php) страны.
На эти деньги была проведена полная интернетизация и компьютеризация всех российских школ, обновлена техническая база, повышены зарплаты педагогам.



Однако в целом положение учителей остается незавидным. Средний заработок учителя по стране составляет (http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/08/04/n_1389747.shtml) лишь 17400 рублей. Это значит, что где-то, как в Москве, они зарабатывают больше, а где-то, как в Кемерово, меньше. Попытки государства исправить ситуацию видны. В последние годы было запущено несколько программ поддержки педагогов. С прошлого года 1000 лучших российских учителей ежегодно получают премию в 200 тысяч рублей (http://www.1tv.ru/news/culture/147644). Для привлечения молодых преподавателей в школы на федеральном уровне были отобраны более 700 выпускников педагогических вузов, которым предоставили (http://www.career-st.ru/news/525) жилье и подъемные 500 тысяч рублей. Решаются проблемы с квартирами для учителей (http://actualcomment.ru/news/30944). Кроме того, Путин обещал довести зарплату педагогов в ближайшее время до средней по экономике (http://www.rosbalt.ru/main/2011/09/20/891865.html). Но очевидно, что только этих мер недостаточно.



Не поленился изучить статистику середины 80-х годов, когда разрушительные процессы еще не были запущены.

Тогда на одного учителя приходилось 17,7 учеников (http://www.nir.ru/sj/sj/4golov.htm) средний возраст педагога составлял 37 лет. Сегодня на одного учителя приходится порядка 10 (http://www.eduhelp.info/page/fursenko-mozhno-sokratit-200-000-uchitelej) человек, средний возраст – 52 года (http://www.forbes.ru/stil-zhizni-photogallery/deti/72909-rossiiskie-shkoly-v-45-tsifrah). Что это значит? Количество педагогов по отношению к ученикам стало большим, чем раньше. Рынок перенасыщен. Конечно, можно уволить часть педагогов, вернуть эту пропорцию к ситуации 25-летней давности, и тогда зарплаты учителей вырастут еще более, чем в полтора раза, но кто будет принимать такое жесткое решение?



Конечно, говорить, что все совсем плохо нельзя. Есть и позитивные тенденции. Взять хотя бы идею с возвратом мозгов (http://www.hrmonitor.ru/index.php?p=4&pname=news&news_id=6969) в Россию. В рамках развития исследований в российских вузах государство выделило 12 млрд рублей на гранты российским и зарубежным ученым. Главное условие – исследования и открытие новых кафедр должно происходить на базе российских вузов. В итоге помимо российских ученых, которые когда-то покинули страну, организовывать 39 перспективных научных проектов к нам приедут специалисты (http://www.itar-tass.com/c9/230419.html) из США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии, Испании, Греции, Австрии и Швеции. Среди них – медик из Италии Паоло Маккиарини, знаменитый тем, что произвел первую в мире пересадку трахеи, выращенной из стволовых клеток. Получается, что мы получим не только созданную «под ключ» инфраструктуру для перспективных исследований, но и стимулируем развитие национальной научной школы.



Вообще, реформа образования – одна из самых сложных и многострадальных в нашей стране. Изначально он задумывался как антикоррупционный механизм, чтобы дети из регионов смогли поступать в столичные вузы. Ведь если в 1985 году московские вузы имели 75% иногородних студентов, то в конце 90-х они имели 25% иногородних студентов. В 2009 году эта пропорция изменилась: количество иногородних впервые за долгие годы превысило 50%. Да, кроме этого мы получили ответы на билеты, выкладываемые «Вконтакте», и студентов, которые проходят испытания вместо самих школьников. Вместе с тем нельзя не признать, что в отличие от многих других реформ именно образовательная проводится при непосредственном участии общества. Все самые острые моменты, будь то принятие ФГОС или введение уроков православной культуры, выносятся на широкое и открытое обсуждение. И хотя негатива по поводу предлагаемых инициатив слышно больше, нельзя не констатировать: еще пятнадцать лет назад нас бы вообще никто ни о чем не спрашивал. А что думаете по этому поводу вы?