За что боролись, на то и напоролись: почему государство проигрывает ковид-диссидентам

На модерации Отложенный

Россияне непоколебимы в своих убеждениях против вакцинации: согласно недавнему опросу Morning Consult, в настоящее время в России один из самых высоких уровней скептицизма в отношении вакцин в мире: 35 процентов заявили, что не желают вакцинироваться.

В одном из самых влиятельных американских изданий, журнале Foreign Policy опубликована статья российского журналиста-расследователя Алексея Ковалева о чудовищной пандемической ситуации в России. В ней говорится о том, как бесконтрольно распространяется по стране третья волна коронавируса, как свирепствуют российские антипрививочники всех мастей, и как кремлевская «дипломатия вакцинации» терпит неудачу за неудачей.

Алексей Ковалев

Пока я пишу это, Россия прочно находится во власти третьей волны пандемии COVID-19. Каждый день регистрируется около 22 000 новых случаев заражения—в два раза больше, чем во время пика первой волны в мае 2020 года,— и более 600 смертей. Новый дельта-вариант вируса, который, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, ответственен за 90 процентов новых случаев заражения в российской столице, застал Россию почти полностью врасплох. Несмотря на наличие доступа к интеллектуальным ресурсам одной из самых технологически развитых стран мира, российские власти неоднократно упускали практически все шансы победить пандемию. Их массивный, раздутый пропагандистский аппарат не справился с единственной задачей, для которой он был предназначен: донести послание.

Вместо этого пандемия усугубила кризис доверия между российским правительством и гражданами. Теперь кампания по выборам в парламент в сентябре может еще больше осложнить борьбу с пандемией, поскольку правящая партия «Единая Россия» еще более неохотно будет вводить непопулярные карантинные меры.

Российские независимые наблюдатели и журналисты знают, как на самом деле Россия «справилась» с пандемией весной 2020 года. Мы посмотрели на цифры и признали, что во многих регионах России о смерти от COVID-19 сообщается недостаточно. Согласно официальной статистике того времени, десятки тысяч россиян умирали в 2020 году от загадочного всплеска пневмонии, якобы не связанной с COVID-19. Это едва ли правдоподобно. Более вероятное объяснение: российские региональные власти списывали большинство случаев COVID-19 на “внебольничную пневмонию”.

Нет никаких доказательств сокрытия правды, заказанного сверху. Более вероятно, что региональные власти просто проявляли осторожность, чтобы не стать источником плохих новостей для Кремля. Занижение данных о случаях COVID-19 на ранних стадиях пандемии, вероятно, заставило многих россиян усомниться в существовании вируса или внушило им ложное чувство безопасности, хотя данных опросов, подтверждающих это, нет. Что несомненно, так это то, что к ноябрю 2020 года, по данным независимой социологической службы Левада-центр (эта организация признана в РФ иностранным агентом), большинство россиян не доверяли данным своего правительства о COVID-19: 33 процента считали их слишком низкими, в то время как 28 процентов считали, что они были преувеличены.

В следующий раз я испытал дурное предчувствие в начале декабря 2020 года, когда позвонил в свою поликлинику во время начала вакцинации населения «Спутников-V». В то время только определенные категории граждан имели на нее право. Однако вакцинация шла настолько медленно, что в поликлинике мне сказали, что несмотря на то, что я не отношусь к этим категориям, я могу прийти и сделать прививку. Так я и поступил, став одним из первых россиян, сделавших прививку «Спутников-V». Я перенес гриппоподобною лихорадку и усталость в течение нескольких дней после каждой из двух необходимых доз, но выздоровел без каких-либо осложнений. Теперь я защищен от вируса впечатляющим уровнем антител к спайковому белку. Я по-прежнему сохраняю социальную дистанцию, когда это возможно, избегаю массового скопления людей и ношу маску.

Удивительно, но шесть месяцев спустя я являюсь лишь частью крошечного меньшинства россиян, которые решились или сумели сделать прививку в условиях хронической нехватки вакцины. Начав на ранней стадии разработку собственной вакцины, Россия в настоящее время сильно отстает. На момент написания этой статьи около 12 процентов полностью вакцинированы, в то время как еще 4,7 процента получили разовую дозу—гораздо более низкий уровень вакцинации, чем в Китае и Бразилии, не говоря уже о большинстве развитых стран мира. И россияне непоколебимы в своих убеждениях против вакцинации: согласно недавнему опросу Morning Consult, в настоящее время в России один из самых высоких уровней скептицизма в отношении вакцин в мире: 35 процентов заявили, что не желают вакцинироваться. Даже в Соединенных Штатах, где широко распространено подобное отношение, только 19 процентов выступили против вакцинации. Недавно Кремль признал, что его первоначальная цель по вакцинации 60 процентов населения к сентябрю будет недостижима, говорится в сообщении телеканала «Дождь». Вместо этого правительство остановилось на более реалистичных 30 процентах.

На самом деле ситуация настолько тяжелая, что в некоторых регионах России уже возобновляются локдауны. В Москве городские власти ввели обязательные прививки для определенных категорий государственных служащих и работников сферы услуг и запретили непривитым людям посещать бары и рестораны. Впрочем, россиян нелегко запугать: в настоящее время существует бурно развивающийся черный рынок поддельных сертификатов о вакцинации. Есть также сообщения о том, что россияне платили взятки за то, чтобы вместо вакцины им вводили физиологический раствор.

 

Все это не должно вызывать удивления. Вместо того, чтобы пропагандировать меры безопасности и проводить кампанию по вакцинации населения, российские государственные СМИ потратили чрезмерное количество времени, высмеивая другие страны за их жесткие ограничения, которые Россия никогда не вводила, и критикуя их вакцины. Не то чтобы у россиян был большой выбор: в России разрешены к применению только вакцины отечественного производства: «Спутник V», «ЭпиВакКорона» и «Ковивак». Причем, вокруг «ЭпиВакКороны» уже разгорелся скандал по поводу ее эффективности, и фактически она была публично признана неудачной.

Телевизионные новостные программы и государственные информационные агентства, такие как РИА Новости, радостно освещали каждое осложнение и несчастный случай, вызванные вакцинами, произведенными BioNTech-Pfizer, Moderna и AstraZeneca, и злорадствовали по поводу каждого сбоя в разработке новых вакцин. Неудивительно, что скептицизм в отношении вакцин в таких СМИ настолько широко распространен, что генеральный директор государственного информационного агентства «Россия сегодня» разослала по своим сотрудникам памятку, в которой призвала их сделать прививку, чтобы избежать участи трех коллег, которые умерли в реанимации в Москве в течение одной недели.

Тем временем российский зарубежный вещатель RT кормит западную аудиторию теориями заговора против «ваксеров», сравнивая блокировки и другие ограничения с нацистской оккупацией и апартеидом. Та же самая извращенная риторика распространяется сегодня и в самой России: 22 июня Егор Бероев, известный российский актер телевидения и кино на церемонии награждения, выступил в защиту непривитых россиян, которых, по его утверждению, «изолировали» от остального общества, как евреев при нацистах. Для убедительности, Бероев нацепил на пиджак желтую шестиконечную звезду. Его речь была встречена аплодисментами. Похожие звезды украшали футболки протестующих, пикетировавших предвыборный штаб правящей партии «Единая Россия» в Москве в знак протеста против обязательных прививок…»

Аналитик издания Далибор Рохак добавляет к написанному:

«Причины отказа от вакцинации среди россиян различны. Некоторые считают, что «Спутник-V» был разработан и одобрен до того, как появились данные о третьей фазе испытаний. Другие настаивают на том, что им не нужны никакие вакцины, поскольку они уже переболели. Третьи – адепты разнообразных теорий заговора, связанных с Антихристом или тайным правительство, стремящимся сделать русских бесплодными. Антипрививочники встречаются во всех слоях общества; в их ряды входят и русские православные правого толка, и левоцентристские парламентские лидеры, и антипутинские активисты. Если бы существовала партия, выступающая против вакцинации, она легко бы победила «Единую Россию» на предстоящих выборах.

Но не все непривитые россияне придерживаются теории заговора или берут пример с высших правительственных чиновников, которые даже на публике не носят маску, не говоря уже о появлению на телеэкранах. Иногда просто элементарно не хватает вакцины, особенно в отдаленных регионах России. Еще в декабре 2020 года, когда первая партия «Спутника-V» прибыла в Аргентину, некоторые россияне ворчали, что в Буэнос-Айресе доступно больше российских вакцин, чем в крупных российских городах.

Фактически, менее чем через месяц после того, как Аргентина стала первой зарубежной страной, принявшей «Спутник», в ней было вакцинировано российской вакциной больше людей, чем во всей России за пределами Москвы, по сообщениям российских независимых СМИ. Даже сейчас отчеты Министерства здравоохранения Аргентины являются наиболее доступным источником информации о безопасности «Спутника», и подтверждают то, что российское правительство не смогло донести до своих собственных граждан: первичная вакцина России действительно безопасна и эффективна.

Однако сегодня Аргентина недовольна своей договоренностью с Россией: по состоянию на конец июня она получила лишь малую часть от количества доз, которые было обещано доставить к марту. Таким образом, вместо того, чтобы повысить международный имидж России, попытка Москвы использовать дипломатию вакцинации обернулась очередным провалом. По данным Bloomberg, по состоянию на середину июня Россия поставила только 17 миллионов доз из почти 900 миллионов, обещанных ее клиентам по всему миру. Аргентина и Мексика уже обращаются к другим производителям вакцин. А 29 июня Гватемала также поставила Россию в неловкое положение, потребовав возврата аванса за недопоставленную партию спутника V. (день спустя министр здравоохранения Гватемалы Амелия Флорес пояснила, что страна стремится к пересмотру договора с Россией и пока не просит о возврате средств. 4 июля министерство Флореса подтвердило получение 200 000 доз Sputnik V.) Но вместо решения логистических проблем, препятствующих поставкам, —проблем, которые были видны с самого начала, — Российский фонд прямых инвестиций «Спутник V» и его генеральный директор Кирилл Дмитриев пожаловались на предполагаемую предвзятость международных СМИ в отношении российской вакцины.

Теперь, когда такие меры, как допуск в рестораны лишь полностью вакцинированных (действует в Москве с 28 июня) и обязательные прививки для работников некоторых отраслей экономики (внедряются в нескольких регионах), наконец, осуществляются, крайне низкий уровень вакцинации, вероятно, будет расти. Однако внезапное ужесточение карантинной политики после многих месяцев непоследовательности и отсутствия положительных примеров наносит ущерб и без того низкому доверию и доверию к правительству. Несмотря на то, что рестораны теперь закрыты для большинства россиян, общественные собрания, в которых принимают участие тысячи человек, по-видимому, остаются в порядке вещей. Маски обязательны в общественном транспорте — но не в Государственной Думе или на предвыборных митингах «Единой России». Неудивительно, что даже во время нынешней волны пандемии едва ли половина пассажиров переполненного вагона метро в Москве носили их во время одной из моих недавних поездок.

Есть признаки того, что некоторые россияне станут более серьезно относиться к пандемии. Теперь, когда в Москве проходят пикеты против новых мер в области здравоохранения, то же самое государственное телевидение, которое вело репортаж о протестах против изоляции в Лондоне, Париже и Брюсселе, внезапно замолчало о подобных же протестах в России. В мрачном тоне комментаторы теперь призывают своих зрителей сделать прививку как можно скорее. Но ужасные цифры России не лгут: к настоящему времени этих усилий слишком мало, слишком поздно…»