Французский смирительный жилет

На модерации Отложенный

Протесты движения «жёлтых жилетов» сотрясают Францию третий месяц подряд. Робкие дуновения социального возмущения превратились в еженедельный политический ураган. Сотни тысяч французов выходят на уличные демонстрации, их поддерживают десятки миллионов человек и не только в Пятой республике.

«Жёлтые жилеты» уже добились большего, чем требовали в ноябре прошлого года – отмены новых налогов на топливо и экологию (!), повышения минимальных зарплат и страха действующей власти перед очередной субботой. Последние недели их требования связаны со сменой властных персон во Франции, начиная с президента.

Э. Макрон, его кабинет и его парламент явно недооценили «дизельных бунтарей» из скромных французских пригородов. Весь цивилизованный мир тоже ожидало откровение – насколько скромной может быть жизнь в успешной европейской стране для множества работающих людей, в демократическом символе всяческих свобод!

Уличные беспорядки не стихают и вышли на международный уровень – лидеров «жилетов» принимают вице-премьеры правительства Италии! Обострение франко-итальянских отношений ввиду крепнущего единства ЕС достигло уровня Второй мировой войны – именно при дуче Франция отзывала главу дипломатического ведомства с Апеннин. И вот теперь, при Макроне.

Недавняя надежда европейской интеграции, самый юный президент Франции стремительно теряет популярность. По венесуэльским меркам он и легитимность давно утратил, но двойные стандарты западной «демократии» пока выручают…

Уступки французских властей не смогли затушить протестный пожар. И до сих пор неясно – из каких средств будут финансироваться денежные подачки миллионам французов, как обойтись без повышения топливных налогов и экологических сборов. В феврале 2019 года французский оплот либеральных свобод резко ужесточает карательные меры по отношению к бунтующему населению.

Нижняя палата французского парламента – где внезапным большинством обладают пропрезидентские силы – приняла законопроект против демонстраций, нарушений порядка и возмущения спокойствия. Основные положения почти закона таковы:

  • Все сотрудники правопорядка наделяются правом обыскивать как любого из протестующих, так и любое движимое и недвижимое имущество на прилегающих к демонстрациям улицах. Под предлогом поисков оружия и взрывчатки.
    Жилище демонстрантов теряет статус «Мой дом – моя крепость» из соображений государственной безопасности и может подвергнуться обыску по упрощённой процедуре в любой момент.
  • Местные чиновники наделяются правом запрещать участие в демонстрациях лицам, подозреваемым в хулиганстве. Запрет вводится сразу на месяц с фактической невозможностью обжалования.
    Нарушители караются штрафом до 7.500 € и/или тюремным заключением на срок до 6 месяцев.
  • Попытки маскировать свою личность – в том числе скрывать лицо от полицейских водомётов, слезоточивого газа и резиновых пуль – строго запрещаются.
    Нарушители караются штрафом до 15.500 € и/или тюремным заключением на срок до 12 месяцев.
  • Французские власти снимают с себя обязанность возмещения ущерба согражданам, пострадавшим в ходе уличных беспорядков. Как за порчу имущества, так и за ущерб здоровью. Компенсации возлагаются на хулиганов. Благо полиция с правами расширенного досмотра начеку, а перебить сотни тысяч камер видеонаблюдения протестующим не удалось.

Руководство Пятой республики решило накинуть на упорных демонстрантов смирительный жилет и разогнать… пока не грубой силой, но небывалой для Франции комбинацией угроз и репрессий.

Хотя от силовых полицейских акций уже погибло 12 французов, искалечены десятки, ранены сотни, арестованы и задержаны тысячи.

Реакция на подобные диктаторские демарши и тоталитарные замашки поступила заблаговременно:

«Совет Европы возмущён властным намерением приравнять мирный протест к преступной деятельности и настоятельно рекомендует отменить принятые меры…»

«Государственный департамент США глубоко обеспокоен ограничением гражданских прав и свобод… Новый закон ограничивает право на мирные шествия, нарушает свободу слова, препятствует работе неправительственных организаций. Мы призываем правительство уважать универсальные демократические принципы…»

«ОБСЕ настоятельно призывает уважать свободу слова, шествий, собраний и объединений… настоящая демократия обязана опираться на диалог, компромиссы, право на протест и на законы, поддерживаемые народом…»

Осталось угадать страну и правительство – объект искреннего возмущения Совета Европы, Государственного департамента США и ОБСЕ.

Или гроздья бюрократического гнева актуальны только для «второй Франции» образца 2013-2014 гг., а лицемерные санкции – для далёкой Венесуэлы?