Почему Петербургу не нужны биржи?

На модерации Отложенный

О биржах в последнее время говорят все. Президент Медведев велел ускорить запуск газовой биржи. Вице-премьер Игорь Сечин заявил, что нефть нужно продавать только на одной-единственной нефтяной бирже. Губернатор Матвиенко попросила Путина ускорить передачу здания Биржи на Стрелке Васильевского острова в ведение петербургской биржи, располагающейся в Москве.

Есть ли у Петербурга перспективы биржевой торговли и почему все попытки запустить очередную биржу буксуют, Online812 выяснял у генерального директора биржи «Санкт-Петербург» Виктора НИКОЛАЕВА.

Они не хотят, но им говорят – надо

Для справки: Владимир Путин, еще будучи президентом, неоднократно заявлял, что Россия должна создать площадку для торговли собственной нефтью. В 2007 году Минэкономразвития провело конкурс, по итогам которого в качестве такой площадки была выбрана биржа «Санкт-Петербург». Однако, несмотря на конкурс, началось параллельное создание другой нефтяной биржи – «Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), которая была открыта в 2008 году. В состав ее учредителей вошли «Транснефтепродукт», «Транснефть», «Роснефть» и прочие «нефтяники», а также «Агентство стратегических инвестиций», являющееся подразделением петербургского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Несмотря на усилия «сверху», объемы торгов на нефтяной бирже оказались незначительными.  

- Мировой площадки по торговле нефтью в России так и не появилось. Почему?
- Потому что у нас в стране все делается по-российски: или под какого-то чиновника, или какое-то ведомство. На СПбМТСБ загоняют главных нефтяников. Говорят, это «сечинская биржа»... Они не хотят, но им говорят – «надо». А если откажешься - потеряешь портфель. МБНК (Межрегиональная Биржа Нефтегазового Комплекса. – Ред.) создали – под Язева (вице-спикер Госдумы. – Ред.), все знают, что он ее лоббирует, приводит туда компании, чтобы торговали. На мой взгляд, это не разумно. Биржа - это добровольное сообщество: если производителям это интересно, они сами туда придут. А чтобы компании сами стремились на биржи, нужно давать им какие-то преференции, например, льготы налоговые.

- На днях вице-премьер Игорь Сечин рекомендовал компаниям продавать нефть только через СПбМТСБ. Означает ли это, что такая теперь политика у государства – оставить в России только одну нефтяную биржу?
- Политики пока между собой не могут договориться. Сечин говорит одно, а Антимонопольный комитет другое. Но что означает для компаний «вице-премьер рекомендовал»? Значит – надо выполнять. Или с вещами ехать - убежище искать.

- После рекомендаций Сечина у вас изменились объемы торгов? По данным мониторинга ИАЦ «Кортес», за месяц у СПбМТСБ объемы торгов нефтепродуктами выросли с 58% до 92% от общего объема торгов, а у МБНК соответственно упали с 35% до 5,7%. 
- У нас объемы практически не изменились, они всегда были где-то от трех до пяти процентов. У нас ведь нет крупных компаний.

- Почему нефтяные компании неохотно идут торговать на биржи, несмотря на то что власти их всячески к этому склоняют?
- А зачем компаниям идти на биржи, если у них уже отлажена система продажи, система откатов... Это не секрет - об этом и президент говорил. Недавно ФАС проверяла биржи, в том числе и нас. Я только что получил акт - претензий нет. А у МБНК и СПбМТСБ, насколько я знаю, акты были не очень хорошие (ФАС обнаружила нарушения в порядке определения победителей по результатам торгов. – Ред.) Там, говорят, производители просто приводили на биржи своих клиентов и заключали сделки. При этом никакой торговли, никакого стакана спроса-предложения не было. Поэтому СПбМТСБ и показывает такие большие объемы. Но реальной-то рыночной цены нет, она не создана. К нам на биржу никого не загоняют, поэтому у нас и объемы не те. Участники приходят сами, потому что хотят покупать по рыночной цене. Они друг друга не видят, болтаются в стакане, сделки заключаются с теми, чья цена выгоднее. Вот это - биржевая торговля.

- Сколько вы заработали за прошлый год?
- Нормально заработали, на житье хватает.

- И все-таки?
- Около 100 миллионов рублей

- Дмитрий Медведев сказал, что надо ускорить создание газовой биржи. Разговоры об этом идут с 2008 года, но тогда предполагалось, что она откроется на площадке биржи «Санкт-Петербург». А теперь говорят, что газовую также отдадут СПбМТСБ? Почему?
- Потому что повторяется та же история, что и с нефтяной биржей. На мой взгляд, это вообще - глупость создавать отдельно биржу металлов, газовую, рыбную, алмазную. На бирже ведь можно торговать чем угодно. Создавать нужно рынки, а не биржи. Бирж у нас уже было много. Если помните, в России в 90-х годах их насчитывалось более пятисот, в одном только Петербурге- 39. 
С газовой биржей все тоже не так просто. В свое время ведь была создана электронная газовая площадка, и есть проект постановления правительства, согласно которому на этой площадке должны продаваться 7,5 миллиарда кубометров газа, а на биржах – 5 миллиардов. Непонятно, почему все не реализовывать на биржах? Почему опять нужно на карман электронной площадки продавать?

- А сколько сейчас в Петербурге бирж?
- Это зависит от того, как считать СПбМТСБ – как питерскую или московскую? Вывеска у них где-то на улице Марата висит, а сама биржа работает в Москве. А так, в Питере наша биржа осталась да валютная еще есть... 

Кто приватизирует здание Биржи?

- Недавно Игорь Сечин заявил, что здание Биржи на Стрелке Васильевского острова будет передано СПбМТСБ. Вам ведь тоже его предлагали, почему вы отказались?
- Это история с географией. В 1996 году, когда еще проходили голосовые торги и тысяча брокеров собиралась в одном зале – кричала, махала руками, я просил Собчака передать нам здание Биржи на Стрелке. Вышло распоряжение - здание передали, но все затраты на переезд и ремонт должны были нести мы сами. И когда мы подсчитали, что это обойдется больше чем в 100 миллионов долларов, то решили, что проще построить новое современное биржевое здание. 
А сегодня за переезд музея из здания Биржи заплатила администрация города - два с лишним миллиарда рублей. Да и вообще, я считаю, что для современной биржи такое здание-памятник не нужно, там нельзя организовать торговлю, не разрушив его.

Сегодня биржевые торги проходят в электронной торговой системе, зачем же нужен зал в полторы-две тысячи квадратных метров? Зачем памятник калечить? Но если кому-то нужно это здание приватизировать под брендом биржи – ну, значит, судьба у него такая. 

- Кто стоит за скандальной историей со сносом верхних этажей вашего нового здания на 26-й линии? Есть версия, что это была борьба не столько с градостроительными ошибками, сколько с биржей «Санкт-Петербург». Так ли это? 
- Это было сделано для того, чтобы задержать ввод здания нашей биржи в эксплуатацию и запустить Международную сырьевую биржу - СПбМТСБ. Ведь было даже назначено время открытия, Валентина Ивановна собиралась перерезать ленточку. Но накануне мне позвонил вице-губернатор и сказал, что все отменяется и что вообще не надо устраивать официальное открытие.

- А правду говорят, что, когда создавали СПбМТСБ, биржа «Санкт-Петербург» должна была получить часть ее акций?
- Да, должна была. Но не получила

- Сколько обещали и почему не дали?
- Обещали 10 процентов. Если честно, я даже не интересовался, почему не дали. Понимаете, когда создают организацию под кого-то, мне в ней уже участвовать неинтересно.

- Складывается впечатление, что вас все время обижают...
- Никто нас не обижает. Если под кого-то лечь или кому-то отдать 50 процентов акций, тогда, может, было бы проще, но я этого не хочу. 

- А кто владеет контрольным пакетом биржи «Санкт-Петербург»?
- У нас ни один акционер не может иметь более 10 процентов. У меня десять процентов, у сына - десять. Всего 450 акционеров. 

У Челябинска перспектив больше

- Есть ли перспективы у биржевой торговли в Петербурге, если лидерство захватывает Москва, которую хотят сделать международным финансовым центром?
- Такая постановка вопроса мне кажется неправильной. Мне нравится подход к биржевым делам полпредства по Уральскому федеральному округу. Там полпред Виниченко лично занимается организацией торговли металлом. Он пригласил меня в Челябинск, чтобы организовать там филиал биржи «Санкт-Петербург», потому что считает, что региону это нужно.

- То есть сегодня у Челябинска перспектив биржевой торговли больше, чем у Петербурга?
- Конечно. Думаю, что здесь она просто никому не нужна. У нас говорят одно, а делают другое. Здесь, извините, все заелись уже. Им не до биржевых торгов, каждый работает по своим направлениям. У всех свои схемы, свои подходы к бизнесу, поэтому никто не хочет, чтобы все было прозрачно. А в регионах есть еще заинтересованные, они верят в то, что говорят.

- На этой неделе вам исполнилось 70 лет. Какие планы на будущее - на пенсию не пора?
- А что на пенсии делать? Если бы не было интереса к работе, наверное, не было бы такого энтузиазма. Я очень взбодрился, работая с регионами. А домашними делами заниматься некогда. Отдыхаю и живу на даче. Грядки копать люблю, морковку сажать. Собака есть любимая – швейцарская овчарка. С работы встречает и провожает. Но живет на улице

- У нее, наверное, трехэтажная конура?
- Обычная конура. У меня на даче даже забора трехметрового нет. Просто нормальный металлический забор – знаете, как у Летнего сада – такой, насквозь просматривается. Мне ведь не от кого прятаться и нечего бояться.

Мнение конкурентов

Что думают в СПбМТСБ по поводу работы бирж

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) де-юре прописана в Петербурге, а в столице, согласно уставу, имеет лишь филиал. Однако, когда корреспондент Online812 позвонила по петербургским телефонам в центральный офис биржи, там предложили обращаться в Москву, пояснив, что и президент, и руководство располагаются в столице. Общаться по телефону московские-петербургские бизнесмены не захотели. Но вице-президент ЗАО «СПбМТСБ» Тимур Хакимов согласился ответить на наши вопросы письменно. Темы в переписке были подняты те же, что и в беседе с конкурентом - биржей «Санкт-Петербург». Предлагаем сравнить ответы.

- СПбМТСБ будет передано здание Биржи на Стрелке Васильевского острова. Заложены ли уже в бюджет компании расходы на реконструкцию?
- Пока проводятся работы по оценке здания и предстоящего ремонта. 

- Когда состоится фактический переезд руководства СПбМТСБ в Петербург? Что будет располагаться в здании Биржи?
- Сейчас у нас небольшой офис на улице Марата. Фактически руководство СПбМТСБ с самого начала работы биржи находится в Петербурге. Но мы растем, развиваемся. У нас открываются другие секции, что требует привлечения специалистов и расширения площадей.  

- Недавно президент Медведев призвал ускорить запуск газовой биржи. Она будет организована на вашей площадке?
- Да, сейчас мы работаем с участниками рынка в направлении организации торгов газом, и мы готовы к таким торгам. 

- Почему компании неохотно идут торговать на биржи, несмотря на то что государство их к этому склоняет?
- Биржевая торговля нужна экономике России. До недавнего времени индикаторами внутреннего рынка нефтепродуктов были европейские площадки. Биржевая торговля позволяет создать отечественный ценовой индекс. Он необходим для развития фьючерсной торговли в стране. С развитием срочного рынка (фьючерсов) российские компании смогут эффективно планировать производство и страховать риски от сезонных колебаний цен на топливо, а регуляторы получат более точную информацию о рынке. 
Компаниям также интересно развивать биржевую торговлю. С самого начала работы биржи компании проявили интерес к площадке и выходили на нее постепенно. Это абсолютно нормальный процесс, когда в поле зрения появляется новый рынок. 

- Вице-премьер Сечин рекомендовал компаниям продавать нефть только через МТСБ. Означает ли это, что в России будет только одна нефтяная (газовая) биржа?
- Сосредоточение товарного рынка в одном месте создает необходимую ликвидность для эффективного запуска производных инструментов (фьючерсов). 

- Сколько СПбМТСБ заработала за прошлый год?
- Около 100 миллионов рублей.