Комбат, или История знаменитой фотографии

Легендой войны стал известный на весь мир снимок Макса Альперта «Комбат». «Комбат» стал откровением для всей мировой общественности. Лучшие из фронтовых работ отдалились от своих создателей и живут среди людей, как бы сами по себе. Таков и «Комбат» Альперта». Он шагнул по планете, как бы отрешившись от своего создателя, встал в один ряд с такими творениями, как плакат «Родина-мать зовет!» и памятник советскому воину в Трептов-парке.

Эта фотография советского воина, поднимающего бойцов в атаку, впервые была опубликована во фронтовых газетах в 1942 г. Долгое время офицер, запечатленный на фото, оставался безымянным.

И только спустя 23 года, когда в канун 20-летия Победы снимок с подписью «Комбат» был опубликован в главной газете СССР — «Правде», обошел весь мир, герой приобрел конкретное имя. Комбат оказался родом из Украины, из маленького села Терсянка Запорожской области, а снимок стал символом воинского мужества, доблести и отваги всех защитников Отечества.

О своем отце и истории с этой фотографией «2000» рассказывает сын легендарного комбата, экс-председатель Орджоникидзевского райисполкома Запорожья Иван Еременко.

— Иван Алексеевич, вы узнали о судьбе отца спустя 23 года после войны?

— После того как он ушел на фронт, мы мало что знали о его судьбе. Получали коротенькие письма, а затем они и вовсе перестали приходить. Потом получили официальный ответ, что отец погиб в 1942 году.

— Сколько вам было лет, когда отец ушел на фронт? 

— Я его очень хорошо помню.

— Когда увидели фотографию в газете «Правда», сразу узнали отца?

— Узнал. Аж сердце кольнуло. Показал снимок старшим сестрам Нине и Шуре. Они тоже узнали отца. Поехали в родное село Терсянка, где до войны он работал председателем колхоза. Показали снимок его однополчанину, односельчанам, знавшим отца. Все в один голос сказали: «Это наш голова!»

— Мама ваша тоже сразу признала мужа?

— Она глянула и сразу в плач — узнала. Я тогда работал заместителем директора завода, написал письмо в Москву, в «Правду», просил сообщить, откуда появилась в газете эта фотография. Получаю письмо из редакции — в нем адрес автора снимка Макса Владимировича Альперта.

— Того самого фронтового корреспондента ТАСС?

— Да. Я с ним списался, мы встретились. Он приехал в Запорожье, потом виделись в Москве. По его просьбе я передал ему 10 довоенных фотографий отца, чтобы можно было определить сходство.



— Кто-то проводил экспертизу?

— Очень кропотливые исследования проводили Институт дешифровки КГБ СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт судебно-медицинской экспертизы Минюста СССР. Очень нам помогли военный писатель Сергей Сергеевич Смирнов, Министерство обороны. Проводили и судебно-портретную экспертизу.

— Что, так сложно было определить, ваш это отец или нет?

— Представьте себе, да! На родство с комбатом было столько претендентов, что нельзя было ошибиться. Московским экспертам понадобилось много времени, чтобы со 100%-ной уверенностью сказать: да, это политрук Еременко, он воевал в составе 220-го полка 4-й стрелковой дивизии. Погиб смертью героя в боях у села Хорошее Ворошиловградской — сейчас Луганской области 12 июля 1942 г.

— Как политрук Еременко стал «комбатом»?

— Я тоже задавал себе этот вопрос. Потом, когда познакомился с Максом Альпертом, все прояснилось. Помогли в этом и ветераны 220-го полка, в котором воевал отец.

Летом 1942 г. под Ворошиловградом шли ожесточенные бои. Немцы шли напролом. Полк отбил тринадцатую атаку фашистов. Был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. Командование ротой взял на себя мой отец. Он поднял бойцов в контратаку. Кто был на фронте, тот знает, что это такое. Немцев отбросили, но отец погиб. Недалеко от села Хорошее. Пошли в атаку 300, осталось — 70.

— А как фотокор ТАСС оказался в гуще событий?

— Задание выполнял. Макс Альперт объяснил это так. Во время боя он не успел узнать имя офицера, поднявшего бойцов в контратаку. В тот момент взрыв повредил его «лейку». Фотокор посчитал пленку пропавшей. Он слышал, как по цепи передали: «Комбата убили!» Потом оказалось, что пленка цела и кадр с комбатом тоже.

— В печати снимок сразу появился?

— Он тогда был опубликован во фронтовых газетах без имени, за подписью «Комбат». А когда в армии ввели погоны, то печатать снимок офицера со старыми знаками отличия не стали. Так и пролежал этот кадр в личном архиве Макса Альперта более 20 лет. Пока не попал на юбилейную фотовыставку.

— К какому выводу пришли эксперты?

— Результаты экспертиз дают основание считать, что на снимке изображен Еременко Алексей Гордеевич. «После консультации специалисты пришли к выводу, — написал мне Макс Альперт, — что комбат — ваш отец. Я очень рад, что вы нашли своего отца, а я своего героя».

Источник: http://sni-ffy2.livejournal.com/344768.html

12
6475
0