ЦИК вынес властям Карачаево-Черкесии последнее предупреждение

На модерации Отложенный

 

Председатель Центризбиркома Элла Памфилова назвала Карачаево-Черкесию в числе регионов России, где масштаб использования административного ресурса создает наибольшую угрозу для честности выборов. Руководителям субъектов, задержавшихся в прошлом избирательном цикле, обещаны самые жесткие санкции, причем еще до выборов.

Руководству КЧР есть о чем задуматься: практически одновременно с выступлением Памфиловой в республике прошла очередная отдающая административным вмешательством волна снятия кандидатов в депутаты Госдумы от оппозиционных партий.

«Черный список» Памфиловой

«Не секрет, что внедрение в избирательную практику старых, отживших подходов, которые они сейчас пытаются применять к организации честных выборов, встречает со стороны людей серьезное возмущение и отпор. А внедрение того, что мы пытаемся сделать, новых подходов к организации честных выборов — встречает скрытое, но упорное сопротивление со стороны приверженцев нужных результатов», — заявила Элла Памфилова на последнем по времени заседании ЦИК, состоявшемся 7 сентября.

В своем выступлении Памфилова назвала 11 субъектов федерации, которые вызывают «особую озабоченность» в плане «возможного ненадлежащего применения административного ресурса», в том числе из-за поступающей оттуда «тревожной информации».

Вопреки расхожим представлениям о том, что наиболее активно административный ресурс используется на выборах в национальных республиках, в «черном списке» ЦИК оказалось всего три подобных региона  — Башкортостан, Якутия и Карачаево-Черкесия.

Остальные республики Северного Кавказа  — опять же, вопреки сложившемуся общему мнению — в числе особо «отличившихся» названы не были.

По оценке Эллы Памфиловой, главы регионов, активно использующие админресурс, задержались в 2011 году, хотя глава ЦИК полагает, что в большинстве субъектов эту практику уже удалось сломить.

«Но там, где она еще осталась, — надеюсь, доломаем до начала выборов. Не допустим параллельных систем управления предвыборными процессами», - добавила Памфилова, призвав политические партии сигнализировать о подобных случаях в Центризбирком, чтобы тот мог быстро и оперативно реагировать.

Как это делалось в Черкесске

Претензии Эллы Памфиловой в адрес властей КЧР представляются полностью обоснованными в контексте целой серии снятия неугодных кандидатов с дистанции, которая развернулась в этой небольшой республике.

Эпопея вокруг общественника Алия Тоторкулова, который так и не смог выйти на финишную прямую, — это лишь наиболее нашумевший сюжет. 

Однако Тоторкулов оказался далеко не единственным кандидатом в депутаты Госдумы, который столкнулся в Карачаево-Черкесии с серьезными барьерами.

Несколько дней назад избирком КЧР аннулировал регистрации двух кандидатов по единственному в республике одномандатному округу — Азрета Караева от «Родины» и Казима Хубиева от «Гражданской платформы».

И в том, и в другом случае формальным основанием для снятия кандидатов стали решения федеральных структур двух партий, принятые незадолго до этого.

Эти решения совпали с отказом Верховного суда России удовлетворить апелляционную жалобу Алия Тоторкулова на постановление Верховного суда КЧР об отказе в его регистрации кандидатом депутатом Госдумы в связи с сокрытием судимости.

Сразу после этого Тоторкулов обратился с надзорной жалобой в президиум Верховного суда РФ, но его шансы принять участие в выборах тают с каждым оставшимся до 18 сентября днем.

Однако на немалое число голосов сторонников Тоторкулова могли рассчитывать другие кандидаты от оппозиционных партий, а это могло повлиять на результат кандидата от «Единой России» по одномандатному округу — бизнесмена и депутата Народного собрания КЧР Расула Боташева.

Прежде всего протестный электорат мог проголосовать за Азрета Караева — давнего соратника Алия Тоторкулова по фонду «Эльбрусоид». Местное отделение «Родины» он возглавил незадолго до старта думской кампании, в связи с чем изначально рассматривался как «линия поддержки» своего шефа.

Рассматривался также вариант, что сам Тоторкулов, получив отказ от «Единой России», выставит свою кандидатуру от «Родины», но в итоге партию на выборы повел Караев.

Сами догадались или кто подсказал?

Одновременное снятие с дистанции двух оппозиционных кандидатов сразу породило в Карачаево-Черкесии догадки, что руководство республики могло договориться с руководством соответствующих партий.

Однако заявления о том, что наиболее адекватной реакцией на недопущение Тоторкулова к выборам был бы добровольный отказ от участия в них других кандидатов, уже прозвучали и из уст самой оппозиции.

Человеком, который озвучил это мнение на последних предвыборных теледебатах на ГТРК «Карачаево-Черкесия», стал кандидат в депутаты Госдумы от партии «Коммунисты России» Эдуард Маршанкулов. «Я был бы первым, кто готов сняться с выборов. Мы показали бы Москве, что мы с решением о снятии Тоторкулова не согласны», - сказал он в телеэфире.

Но со стороны Маршанкулова это высказывание прозвучало довольно лукаво. Кандидаты от «респектабельной» оппозиции в лице КПРФ, ЛДПР или «Справедливой России» сниматься с выборов в Карачаево-Черкесии точно не будут, а для «Коммунистов России», давно конфликтующих с руководством КЧР, важно дойти до финала, чтобы их тоже не заподозрили в сговоре с властями.

«Сейчас Маршанкулов — это головная боль для властей республики, - говорит источник КАВПОЛИТа в КЧР. - Он выждал время и засветился всего за три недели до выборов, когда предпринимать что-то уже поздно. Хотя и рассчитывать на то, что Тоторкулов призовет своих сторонников голосовать за него, не приходится».

Таким образом, за десять дней до выборов в Карачаево-Черкесии сохраняется одна интрига: сколько процентов соберет партия власти, чтобы провести в Госдуму своего кандидата не только по одномандатному округу, но и по списку.

В этой роли выступает депутат предыдущих двух созывов Михаил Старшинов, занимающий второе место в региональном списке «Единой России» вслед за главой КЧР Рашидом Темрезовым.

В недавних теледебатах Эдуард Маршанкулов назвал необходимую для этого цифру — 80% голосов. Это очень высокая планка, учитывая результаты последних соцопросов, в которых «Единая Россия» в среднем по стране собирает не более 50% голосов. В пресловутых условиях 2011 года собрать 80% не представляло особых проблем, но учитывая то, что КЧР находится «под колпаком» Эллы Памфиловой, результат «Единой России» в республике вполне может оказаться и «некавказским».