Нефть смывает рубль

На модерации Отложенный

Похоже, нефть начала устойчиво падать. 3 июня в Лондоне стоимость фьючерса Brent с поставкой в августе 2019 года снизилась на 2,2% - до $ 60,62 за баррель. Цена июльского фьючерса WTI упала на 1,1% - до $ 52,9 за баррель.

Проблема в том, что добывающие страны ОПЕК+ не смогли договориться о перспективах дальнейшей кооперации. 19 мая в саудовской Джидде собрался на очередное заседание министерский мониторинговый комитет ОПЕК+. И хотя явных разногласий не было, комитет впервые не дал конкретных рекомендаций по перспективам сделки о сокращении добычи нефти.

«В июне будем обсуждать уже более детально конкретные предложения по рекомендациям на второе полугодие с учетом того, что сейчас много неопределенностей и надо еще более точно спрогнозировать, что будет во втором полугодии», — сказал по итогам встречи глава Минэнерго Александр Новак.

И вот — июнь наступил. И министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих поспешил заверить, что участники ОПЕК+ склоняются к продлению сделки. Но сделал он это лишь после того, как за несколько дней цены на нефть потеряли $ 10 за баррель на опасениях торговой войны между США и Китаем. При этом российские официальные лица дают понять, что Москва в пролонгации соглашения не особо заинтересована.

Как заявил первый вице-премьер, тминистр финансов России Антон Силуанов, «сделки с ОПЕК приводят к тому, что наши американские партнеры увеличивают добычу сланцевой нефти и захватывают дополнительные рынки».

Напомним, по данным Международного энергетического агентства, экспорт США в конце апреля составлял 2,6 млн. баррелей в сутки. Пока дальнейший рост поставок ограничен мощностью транспортной инфраструктуры, но в ближайшее время страна готовится запустить новые нефтепроводы. Это позволит США во второй половине 2019 года нарастить добычу нефти и свои экспортные возможности, что будет давить вниз на уровень мировых цен.

Позиция Силуанова при таком раскладе принципиально важна. Сделка по сокращению добычи имеет значение прежде всего для бюджета РФ. Сами же российские нефтекомпании прекрасно себя чувствуют и при ценах около $ 50 за баррель — особенно если снижение цен будет сопровождаться ослаблением рубля.

Все вместе это наводит на мысль: игра на повышение нефти может уже в ближайшее время прекратиться. И даже, напротив, может пойти в обратную сторону.

Неслучайно министр экономического развития Максим Орешкин выразил мнение, что мировая экономика может потерять до нескольких процентов в темпах роста при развитии негативного сценария в противостоянии Китая и США. Причем, если эскалация будет серьезной, то это может произойти довольно быстро.

И надо понимать: если случится просадка в мировой экономике, нефть жестко полетит вниз. Кремль в такой ситуации вряд ли станет удерживать курс рубля. Его удержат, конечно, от катастрофического падения. Но если конъюнктура на мировом рынке будет меняться, нас ждет новый виток девальвации.

— Пока тренд нефти установился на понижение, и это подвигло аналитиков снизить среднегодовую цену в прогнозах до $ 65 за баррель, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Для России это вполне комфортная ситуация: наш бюджет был сверстан, исходя из среднегодовой цены $ 63 за баррель.

Однако рубль в таких условиях будет плавно слабеть. Поэтому прогноз по курсу российской валюты на летние месяцы — это интервал 65−67 за доллар.

Надо понимать: помимо неустойчивой нефти, против рубля играет еще ряд факторов. Прежде всего, это конвертация госкомпаниями валюты для выплаты дивидендов в рублях. Плюс традиционное летнее снижение валютной выручки у экспортеров — сказывается сезонный спад в потреблении энергоносителей. Наконец, против рубля играют выплаты по внешнему долгу.

Замечу, в руках денежных властей РФ имеются эффективные рычаги для стабилизации курса российской валюты.

Для этого, например, достаточно снизить объем закупочных интервенций в рамках бюджетного правила.

«СП»: — Что будет с ценами на нефть в ближайшем будущем?

— Здесь все довольно неопределенно. Резкое снижение котировок, естественно, идет на ожиданиях замедления глобального хозяйства, и снижении спроса на энергоносители. Так происходит, поскольку перспективы торговых переговоров США-Китай весьма туманны. Плюс Вашингтон на прошлой неделе резко ввел 5-процентный сбор на весь мексиканский импорт. Это только добавило масла в огонь.

Негативные настроения усилил и федеральный резервный банк Атланты. Его прогнозная модель славится точностью, и пользуется уважением аналитиков во всем мире. Так вот, банк сейчас предсказывает, что ВВП США во втором квартале 2019 года снизится до 1,3%. Напомню, в первом квартале американская экономика демонстрировала рост в 3,1% ВВП.

Такие выводы подтверждают данные о переработке нефти в Китае. По итогам мая показатели ушли в отрицательную область. По мнению аналитиков, это ясное указание на высокую вероятность спада в китайской экономике.

Неудивительно поэтому, что игроки на нефтяном рынке развернулись, и начали игру на понижение.

«СП»: — Как долго продлится эта игра?

— Я не считаю, что это будет затянувшийся спад, В конце июня в Осаке соберется «Большая двадцатка», в рамках которой может состояться встреча Си Цзиньпина и Дональда Трампа, и перезапуск переговорного процесса по условиям взаимной торговли. Если это случится, падение нефти сразу приостановится. Котировки займут позицию возле $ 66 за баррель, а потом постепенно начнут «отрастать».

Но перспектива, тем не менее, устойчивой не выглядит — с учетом картины, которая складывается в глобальной экономике. Видимо, замедление и в этом случае будет продолжаться.

Тем более, по логике США, достижение компромисса в переговорах с Китаем правильно дотянуть до 2020 года. Чтобы этот компромисс можно было продать избирателям как «величайший успех» Трампа — как раз накануне новой избирательной президентской кампании.

Рынок нефти будет реагировать на происходящее, и все второе полугодие 2019 года будет находиться под давлением.

«СП»: — Как будет развиваться ситуация с ОПЕК?

— Здесь все тоже довольно туманно. Пока циркулируют слухи, что встреча участников ОПЕК+, на которой планировалось продлять соглашение, перенесена с конца июня на июль.

Так сделано, потому что члены ОПЕК+ хотят дождаться итогов заседания G20. Им действительно уместно собираться после того, как прояснится перспектива торговых войн и спроса на нефть.

Есть три сценария, по которым могут развиваться события в ОПЕК. Первый — картель продолжит агрессивное снижение добычи с тем, чтобы вернуть цены к $ 70−75 за баррель. Сценарий этот правдоподобный, но довольно рискованный. Потому что добыча сланцеватой нефти в этом случае рванет вверх еще быстрее. В итоге получится резкий всплеск цен на нефть, а через квартал — резкий спад. Вероятность такого сценария я оцениваю в 40%.

Второй сценарий — это заморозка соглашения на полгода-год. Участники заявят, что им нужно взять паузу для оценки глобальных обстоятельств. В этом случае цена на нефть может колебаться в широком интервале $ 50−70 за баррель. Вероятность такого сценария — 15−20%.

Все остальное — 40−45% вероятности — это третий сценарий. В рамках которого будет либерализация соглашения ОПЕК+, с некоторым увеличением объемов добычи, но все же с сохранением сделки.

Выбор из этих трех опций будет зависеть исключительно от результатов заседания «двадцатки» в Японии. России, тем не менее, ни один их сценариев катастрофой не грозит.