Тайная война США. Взгляд из Беларуси

На модерации Отложенный

Не секрет, что «тайная война», захлестнувшая мир во второй половине прошлого столетия, и некоторые ее отголоски в настоящее время являются главным средством формирования мирового порядка. Коренное отличие событий, переживаемых ныне молодым, но значительно окрепшим белорусским государством, от происходившего ранее состоит в том, что внутренние причины, порождающие нестабильность, все более и более начинают уступать место внешним факторам.

Проведение политики «изоляции», препятствующей эффективному экономическому развитию, а вместе с тем, навязывание западного влияния и втягивание в финансовую кабалу суверенной Беларуси, ярко отражает намерения США и ее союзников в Европе отбросить нашу страну за пределы мировой политики, исключить ее из числа геополитических игроков, не говоря уже о предании забвению наших самобытных ценностей и независимости.

Последние тенденции развития двусторонних отношений между США и Беларусью говорят о наличии взаимного интереса друг к другу. Казалось бы, есть стремление, желание, большие возможности и перспективы в удовлетворении обоюдных потребностей наших стран, что может найти свое отражение в честном, серьезном, а главное – равноправном сотрудничестве. Что же этому мешает.

За довольно непродолжительную историю суверенного белорусского государства мы не раз доказывали, что можем нормально, продуктивно строить отношения со многими странами мира. Примером тому могут служить не только исторически сложившиеся прочные отношения со странами - членами СНГ, но и стабильно развивающиеся культурные, экономические связи с Польшей, странами Балтии, Италией, Китаем, Венесуэлой и др. Подобные партнерские отношения всегда основываются на взаимном доверии, уважении и равноправии. Но, как видится, последнее не совсем вписывается в американском понимании принципов международных отношений. Об этом свидетельствуют яркие примеры последних десяти лет.

Не вдаваясь в подробности, очевидно, что в указанный период планы Вашингтона и его сателлитов по созданию зоны нестабильности в нашей стране подобно ситуации в Грузии,  Украине, Киргизии не принесли ожидаемых результатов. «Цветные» революции здесь не прошли. Но какие надежды на них возлагали в Вашингтоне, сколько выделялось средств на поддержку сомнительной оппозиции! Вспомним хотя бы то время, когда к посольству США в Минске тянулись вереницы очередей, состоящих из представителей радикальных политизированных группирований и негосударственных организаций, жаждущих «погреть руки» у окошка кассы американского диппредставительства.

Можно только представить как разочарованы были заокеанские боссы, выдававшие себя за оплотов демократии, то и дело получая провальные отчеты, свидетельствующие об оплошностях в работе законспирированных под карьерных дипломатов кадровых сотрудников американских спецслужб, не сумевших осуществить контроль за расходованием активистами оппозиции средств на нужды «демократии». К слову, в том числе и за финансирование антиконституционно настроенных группировок в 2008 году количество аккредитованных дипломатов американского посольства в Минске было сокращено до пяти человек, что в значительной степени ограничило возможности Вашингтона по проведению в жизнь планов, направленных на вмешательство во внутренние дела Республики Беларусь.

Несмотря на значительное ограничение деятельности американского диппредставительства в Беларуси, очевидно, что в арсенале спецслужб США имеется еще достаточно средств и методов для достижения разрушительных целей внешнеполитической стратегии в отношении белорусского государства. Одним из таких методов является использование возможностей как правительственных, так и неправительственных организаций, действующих на территории нашей страны, а также государств, граничащих с Республикой Беларусь, а именно: Польши, Украины, стран Балтии и других.

В этой связи нельзя не вспомнить деятельность Агентства США по международному развитию (USAID) - организации, официально созданной в 1961 году для оказания гуманитарной помощи в мировом масштабе. Как известно, цели американцами всегда декларируются благородные, а вот на практике получается совсем другая картина.

В последнее время в зарубежных средствах массовой информации то и дело пестрят заголовки о связи USAID со спецслужбами США. Так, в декабре 2009 года испанская газета «Rebelion» опубликовала статью «ЦРУ использует USAID в качестве прикрытия», где, ссылаясь на высокопоставленного чиновника данной организации, корреспондент издания Ева Голингер разместила в своей статье информацию о том, что Центральное Разведывательное Управление использует USAID для предоставления денежных средств и контрактов третьим сторонам, оказывающим содействие их операциям. Со слов чиновника, проработавшего в USAID долгие годы и отвечавшего за региональные программы, ЦРУ предоставляет контракты от имени USAID, а само при этом остаётся в стороне.

В октябре 2009 года два агента ЦРУ, работавшие под крышей USAID, были разоблачены в африканской стране, в которую указанное агентство делает многомиллионные инвестиции. Эти сотрудники были высланы из страны.

Изданием отмечается, что связь между USAID, подчиняющегося государственному департаменту, и ЦРУ отнюдь не нова.

В 1974 году Конгресс США закрыл один из отделов USAID, использовавшийся ЦРУ для обучения, финансирования и вооружения более миллиона полицейских в Латинской Америке, Азии и на Ближнем Востоке.

Бюро Общественной Безопасности (Office of Public Safety, «OPS») было создано в 1957 году президентом Эйзенхауэром с целью подготовки и создания полицейских сил в зарубежных странах. Рассекреченные документы ЦРУ свидетельствуют о том, что деятельность Бюро Общественной Безопасности финансировались за счёт тех многомиллионных сумм, которые выделялись ежегодно на нужды USAID, однако его операции координировались шпионским ведомством.

USAID имеет полевые представительства в 100 развивающихся странах, работает в тесном контакте с частными организациями, группами местных жителей, творческими союзами и ассоциациями лиц свободных профессий, религиозными организациями и другими правительственными организациями. Посредством договоров и соглашений USAID поддерживает связи с более чем 3.500 предприятий и 300 частными организациями США.

Во время вьетнамской войны USAID отвечала, вместе с ЦРУ, за распределение «материальной помощи» в рамках Операции «Феникс», в ходе которой были убиты тысячи вьетнамцев.

В июне 2002 года USAID открыла в Венесуэле Инициативное Бюро по содействию переходному периоду, через которое перевела античавесовской оппозиции миллионы долларов. Более двух тысяч частично рассекреченных страниц, рассказывающих о деятельности USAID в Венесуэле дают представление о способах финансирования и стратегической поддержки исключительно оппозиционных групп. С этой целью составляются и проводятся в жизнь программы, направленные на «укрепление» их политических партий, разрабатываются сценарии политических кампаний с целью консолидации антиправительственного движения в Венесуэле.

На Гаити USAID обвинили в финансировании организаций, замешанных в осуществлении государственного переворота против президента Жана Бертрана Аристида в 2004 году.

В этом году жители двух боливийских провинций, Чапаре (Chapare) и Эль Альто (El Alto) выдворили представительства USAID, обвинив их сотрудников во вмешательстве во внутренние дела. В сентябре этого же года президент страны Эво Моралес объявил о расторжение официального соглашения с USAID в связи с тем, что данное агентство передавало многомиллионные суммы сепаратистским группам, пытавшимся расколоть страну.

В 2005 году представители USAID были выдворены из Эритреи по обвинению в подрывной деятельности. За последние пять лет Эфиопия и Россия также распорядились о прекращении деятельности представителей USAID в своих странах.

А что же у нас в Беларуси? В связи с разразившимся дипломатическим конфликтом между Минском и Вашингтоном в 2008 году в числе объявленных МИД Республики Беларусь персон нон грата оказался руководитель белорусского подразделения USAID Чарльз Хоувелл. Учитывая вышеприведенные факты «специфической» деятельности данной организации, становится очевидным, что для этого были и другие причины, никак не связанные с кризисом в двусторонних отношениях.

Лишившись возможности использовать такого ценного сотрудника непосредственно на территории Беларуси, американская сторона не растерялась. Указанный гражданин США перебрался в Украину и продолжает руководить проектами в нашей стране, но уже с позиции посольства США в Киеве.

Таким образом, если раньше ЦРУ использовало USAID лишь в качестве вывески, а сотрудники самого агентства ничего даже и не подозревали, то сегодня есть полная ясность относительно вовлечённости USAID в проведение мероприятий, острие которых направлено против движений и государств, считающихся «враждебными» США. Подобное обновление статуса изменяет её первоначальные функции по предоставлению гуманитарной помощи, официально превращая USAID в шпионское ведомство.

Естественно, использование Вашингтоном такого рода организаций для реализации своих разрушительных планов в Беларуси не является исчерпывающим методом работы американских спецслужб. Руководство США, делая ставку на продолжение проведения «тайной войны» в отношении нашего государства в целях построения диалога выгодного только Вашингтону, забывает об изменяющихся тенденциях мирового масштаба.

Ведь с  наступлением мирового финансового кризиса, эпицентром которого явились США, американский проект глобализации и установления мирового господства ставится под вопрос. Все подвергается сомнению: и американское лидерство, и американская платежеспособность, и весь комплекс идей, лежавших в основе американской модели финансового капитализма и военных способов достижения своих национальных интересов последних тридцати лет.

Саммит «двадцатки» в Лондоне, состоявшийся еще в начале апреля 2009 года, подвел черту под этой эпохой. Единого «мира по-американски» не вышло, у других стран столь же масштабных программ нет, и в связи с этим актуальным трендом становится регионализация.

Конец глобального проекта Pax Americana заставляет все страны переосмыслить свое место в мире. Переосмыслить свою идентичность, заняться обустройством своей новой сферы интересов. Этим будут вынуждены заниматься все страны, и многие уже давно приступили. Беларусь, в этом смысле, не является исключением, она, как и любая страна, обладающая суверенитетом, в праве определять свои национальные интересы, выстраивать внутреннюю и внешнюю политику. Двери в Беларусь всегда открыты для любого государства, видящего в нас, в первую очередь, равноправного партнера.