Мундиаль-2010 превратился в грандиозные смотрины

На модерации Отложенный

Накануне чемпионата мира в ЮАР «шопинга» у футбольных грандов не получилось. «Ф.» выбрал игроков, за которых развернется самая активная борьба после окончания турнира.

На прошлой неделе в Москве ждали представителей туринского «Ювентуса», которые спешили осуществить трансфер полузащитника ЦСКА и сборной Сербии Милоша Красича еще до начала чемпионата мира в ЮАР. Однако ЦСКА взял паузу. До турнира игрок оценивался в 15-18 млн евро, а в случае успешного выступления на африканских полях цена может стремительно вырасти. «Красич играет в хорошей сборной, которая может ярко сыграть и поднять его рейтинг еще выше. Если же сербы на турнире выступят плохо, то цена игрока если и станет меньше, то ненамного», - уверен управляющий партнер агентства «Проф-спорт компани» Александр Маньяков.

А мальчики созрели. Для болельщиков мировой чемпионат - главное футбольное зрелище четырехлетия, для скаутов и самих игроков - грандиозные смотрины. По подсчетам Александра Маньякова, игра на ЧМ в стартовом составе своей сборной автоматически повышает стоимость футболиста примерно на 20-30%. В ЮАР приехали 742 игрока, общая трансферная стоимость которых составляет 6,97 млрд евро. По окончании мундиаля ряд из них могут оказаться «объектами желания» европейских футбольных грандов. К примеру, мадридский «Реал», так поразивший всех размахом покупок в прошлое межсезонье, этим летом готов выделить на приобретение новых игроков 100 млн евро. Более 80 млн евро готов потратить «Ювентус», затеявший грандиозную реконструкцию состава, такую же сумму приготовила и «Барселона» (правда, половину клуб уже успел пустить в дело - на форварда «Валенсии» Давида Вилью), как обычно, не поскупится на новые приобретения «Манчестер Сити».

Одним из главных «трофеев» больших клубов обещает стать аргентинский полузащитник Анхель Ди Мария. В 2007 году, отклонив предложение казанского «Рубина», он перешел в португальскую «Бенфику» за 8 млн евро, а спустя три сезона отправился в ЮАР уже в статусе европейской суперзвезды с «ценником» в 30 млн евро. Накануне чемпионата попытку купить игрока предпринимал мадридский «Реал», но определенности с трансфером нет. Пока ясно одно - Ди Мария этим летом точно уедет в более сильный чемпионат, а ЧМ-2010, если не случится травм, грозит поднять цену на него на заоблачную высоту (в клубе считают, что сумма отступных должна составить не меньше 40 млн евро). Тренер сборной Аргентины Диего Марадона не постеснялся назвать Ди Марию будущей главной звездой своего поколения. И это при «живом» лучшем игроке мира-2009 Лео Месси.

На «карандаше» у скаутов европейских грандов и форвард амстердамского «Аякса» Луис Суарес. Четыре года назад он был куплен скромным «Гронингеном» за 800 тыс. евро. С тех пор его цена выросла в 25 раз, а сам Суарес, став за явным преимуществом лучшим бомбардиром голландского первенства (35 голов), продемонстрировал, что готов перейти на новый уровень. Для уругвайского бомбардира этот турнир станет часом икс. Если сборная сумеет выйти из группы с Мексикой, Францией и командой хозяев турнира, а сам Луис Суарес продемонстрирует результативность на привычном для него в клубе уровне, «Аякс» немедленно взвинтит сумму отступных до 40 млн евро. Что вряд ли остановит топ-клубы, жаждущие новых приобретений. Примерно та же ситуация и со Стивеном Джеррардом. Обремененный грузом долгов английский «Ливерпуль» ищет нового хозяина и готов расстаться с человеком, долгое время считавшимся символом мерсисайдцев, за 30 млн евро. Но еще год назад Джеррард оценивался в 50 млн, и стоит сборной Англии снять с себя «проклятье четвертьфинала», как стоимость «Стиви Джи», на которого вроде бы также положил глаз «Реал», в одночасье вернется к прежним значениям.

Решили взять паузу и в московском «Локомотиве», стремящемся избавиться от Питера Одемвингие. Сейчас, по словам представителей клуба, предложений о покупке форварда, которого в свое время железнодорожники перехватили прямо из-под носа у столичного «Спартака», хватает. Но «Локо» не торопится бить по рукам, рассчитывая, что строптивый форвард проявит себя на мундиале, а сумма трансфера возрастет хотя бы до 9-10 млн евро. Сейчас его оценивают в 7 млн евро.

Партийная дисциплина. Большие турниры, даже юношеские и молодежные, всегда привлекают повышенное внимание к игрокам. Александр Маньяков вспоминает, как пару лет назад полузащитник «Торпедо» Игорь Смольников поехал на отборочные игры с юношеской сборной России в Англию. Сыграли удачно - обыграли несколько команд и вышли в финальную часть. На игрока сразу посыпались предложения от отечественных грандов - «Спартака», ЦСКА, «Локомотива», хотя до этого ничего подобного не наблюдалось. «Казалось бы, играет в России, и легче его было увидеть в Москве, а не ехать для этого в Англию!» - недоумевает Александр Маньяков.

По подсчетам директора Центра международного спортивного бизнеса Саймона Чедвика, успешное выступление, например, в Лиге чемпионов приводит к росту стоимости игроков команды в среднем на 6 млн евро. Однако мировое первенство - турнир особенный. Мундиаль частенько поднимает цены даже на игроков второстепенных сборных, стоит им прыгнуть выше головы. Эксперты склонны ждать сюрпризов от «темных лошадок», даже от северокорейской сборной. Среди тех, кто может сменить клуб, и один из лидеров сборной КНДР полузащитник Хон Енг Чо, играющий в «Ростове». Кореец здорово начал свою карьеру в России в 2008 году, став одним из лучших игроков команды и ошарашив журналистов заявлением о том, что именно для этого его «партия и послала в Россию», однако нынешний тренер ростовской команды предпочитает в стартовом составе других исполнителей. Так что матчи в ЮАР для трудолюбивого полузащитника - отличный шанс показать себя европейским скаутам.

Проблемы селекции. Зачастую ценообразование во время таких турниров имеет оттенок иррациональности - цена футболиста подскакивает во много раз буквально после пары удачных матчей. Например, в 1998 году, сразу после чемпионата мира, испанский «Бетис» купил вице-чемпиона мира бразильца Денилсона за рекордные на тот момент $32 млн евро. Однако самый дорогой игрок планеты стал для «Бетиса» и самым большим разочарованием, так и не адаптировавшись в клубе. После нескольких сезонов в Испании он уехал играть во Францию, потом в Саудовскую Аравию, США, а сейчас выступает за вьетнамский клуб «Хайфон Цемент». Похожих историй в футболе предостаточно. К примеру, российский форвард Олег Саленко, блеснувший меткостью на ЧМ-1994 (6 голов), по окончании турнира перешел из непритязательного «Логроньеса» в «Валенсию», бившуюся за позицию лидера в испанском футболе, но там надежд не оправдал и завершал карьеру уже на футбольных задворках Европы - в Турции и Польше.

Для больших команд это обычно не проблема, при масштабной селекции неизбежны промахи. Для клубов, делающих ставку на игрока и его последующую продажу, главный риск - вероятность получения футболистом травмы. Тогда можно упустить момент для выгодной продажи. Специалисты приводят в пример бразильца Даниэля Карвальо - полузащитника ЦСКА, ставшего в 2005 году лучшим игроком России. Пос­ле этого в клуб обращались с предложениями о покупке многие европейские гранды, но ЦСКА продавать игрока не захотел, а потом тот получил тяжелую травму, набрал лишний вес. «Не продали человека вовремя, и он просто поплыл», - утверждают эксперты. Этим летом скитающийся уже не первый год по арендам Карвальо перебрался из чемпионата Катара обратно в Бразилию. За чемпионатом мира в ЮАР он будет следить как простой болельщик.