СКП резко увеличил количество коррупционных дел

На модерации Отложенный

Глава следственного комитета при прокуратуре России (СКП) Александр Бастрыкин сообщил на заседании общественного совета, что за девять месяцев текущего года ведомство возбудило в два раза больше коррупционных уголовных дел, чем за тот же период прошлого года. \"Если так будет продолжаться, то через пять лет мы пересажаем всех чиновников. А кто будет работать?\" – напугал присутствующих Бастрыкин. Несмотря на потенциальную угрозу кадрового коллапса, глава СКП попросил разрешить комитету разоблачать коррупционеров в собственных рядах.

Александр Бастрыкин на заседании общественного совета при СКП 16 октября рассказал о росте уголовных дел по факту коррупционных преступлений. Например, летом и в начале осени такие дела были возбуждены в отношении ряда крупных чиновников. Осветив печальное положение дел, Бастрыкин сделал вывод: \"Нужно что-то менять в мозгах людей. СКП РФ в одиночку с этим явлением не справится\".

Глава СКП заявил, что будет вновь ставить вопрос о наделении ведомства негласными оперативно-следственными функциями для борьбы с коррупционерами в собственных рядах. Бастрыкин посетовал, что из четырех следственных органов (ФСБ, МВД, ФСКН и СКП) только СКП не может заниматься внутренними расследованиями. \"Когда мы создавали следственный комитет и службу собственной безопасности, мы просили предоставить нам право оперативно-розыскной деятельности для обеспечения собственной безопасности, но Госдума нам в этом отказала. Получается, что мы черпаем информацию о коррупции среди наших сотрудников из СМИ, а мы хотим сами выявлять предателей в наших рядах\", — сказал Бастрыкин. \"Мы офицеров ФСБ и МВД можем привлекать к ответственности, а своих сотрудников — нет\", — пожаловался Бастрыкин. По его данным, за два года работы СКП по материалам управления собственной безопасности к уголовной ответственности были привлечены 25 следователей ведомства. В основном их обвиняют в коррупции.

Однако в целом кадровый вопрос с СКП, по словам его главы, выглядит хорошо. \"На сегодняшний день у нас нет проблем с кадровым наполнением, эта ситуация наладилась, текучесть закончилась\", — рассказал Бастрыкин. Он отметил, что за первый год работы СКП его покинули около 1200 следователей. По мнению Бастрыкина, многие просто не выдержали тот высокий уровень требований, которые к ним предъявляли.

В настоящее время, по данным руководителя комитета, средний стаж его следователей составляет 3-4 года, а 60%-70% кадрового состава — люди до 25 лет. Бастрыкин сообщил, что за год 2,5 тыс. сотрудников прошли через учебные центры, а в планах у СКП есть открытие собственного института.

На заседании совета Бастрыкин затронул и вопрос борьбы с рейдерством. \"Сегодня у нас незаконный захват собственности квалифицируется как угодно, только не как рейдерство\", — констатировал глава СКП. Для противодействия ему он предложил ввести ответственность должностных лиц, которые участвуют в оформлении сделок. \"У нас нет уголовной ответственности для регистраторов, без которых при оформлении сделок не обойтись\", — отметил глава ведомства, обратив внимание также на вопрос о возможности ареста спорного имущества.

Олег Жизненко, генеральный директор ОАО \"Регистратор Р.О.С.Т.\":

— Пару месяцев назад у Бастрыкина вышло большое интервью, где он предлагал создание единого антирейдерского госоргана, который бы контролировал не только специализированные регистраторы, которые ведут реестры акционеров, но и вообще все регистраторы - недвижимости, юридических лиц. Известно, что рейдерские темы возникают и на их поле. Недавно же был принят закон, который ввел уголовную ответственность именно для специализированных регистраторов. Это правильно, дополнительная ответственность заставит еще десять раз подумать оставшихся немногочисленных недобросовестных регистраторов, делать то или иное действие, или нет. Уголовная ответственность адекватна полномочиям регистраторов. Но эти нормы - лишь первый шаг, потому что в нашей стране законов много, но в реальности все зависит от правоприменения. Опасность, что эти нормы станут новым инструментом в руках рейдеров, невелика. Правовая культура сейчас существенно лучше, чем в начале 2000-ых годов. Все эти меры - реакция на то, что было 5-7 лет назад. Сейчас рейдерства существенно меньше. Что касается необходимости улучшения законодательства, то, с одной стороны, следственные органы не сполна научились применять имеющуюся законодательную базу. Но с другой стороны, если посмотреть западный опыт, то там законодательная база гораздо более широкая и детализированная, накопленный опыт больше. Но первый шаг есть, и это хорошо.