Задача взять Рейхстаг была поставлена ещё в 1941-м

На модерации Отложенный

На ступенях главного входа в Рейхстаг длиннющая очередь – берлинцы и многочисленные гости германской столицы непременно хотят воспользоваться правом свободного входа на крышу немецкого парламента, полюбоваться новым куполом – прозрачной конструкцией из стекла, стали и многочисленных зеркал, посетить расположенные на крыше ресторан и смотровую площадку с отличным видом на Тиргартен, Унтер-ден-Линден и Потсдамскую площадь. Но у меня, к сожалению, нет времени выстаивать эту огромную очередь, как, собственно, и возможности попасть в само здание по предварительной записи. Говорят, там есть на что посмотреть: Рейхстаг оформляли известнейшие художники из Германии и стран-освободительниц. Опять же, по слухам, там можно прочитать сохранённые на стенах надписи советских воинов-освободителей: «Сдесь был Саша», «Ура Сталин!», «Так вам и надо, сукины дети!» и другие.

А вот на улице, на массивных колоннах и стенах фасадов, все надписи из далёкого 45-го тщательно затёрты. И тем не менее… То ли дежавю срабатывает, то ли моя дальнозоркость, но на одной из колонн явственно проступает «Мы из Сталинграда!». И свежий майский ветерок со Шпрее раскачивает германские и евросоюзовские флаги над Рейхстагом, а перед глазами – тот самый, знаменитый серпасто-молоткастый со звездой, который ныне хранится в Центральном музее Вооружённых сил РФ.

В своих послевоенных воспоминаниях командир батальона капитан Степан Неустроев, чьи солдаты одними из первых ворвались в здание Рейхстага, описал такой эпизод. Во время подготовки к штурму один из начальников поинтересовался у Неустроева, правильно ли он поставил задачу своим ротам. Комбата опередил начальник его штаба: задача взять Рейхстаг была поставлена ещё в 1941 году, в самом начале войны. Кстати, один из тех, кто водрузил Знамя Победы над поверженным Рейхстагом, – младший сержант Мелитон Кантария. Войну он встретил на западной границе, а закончил в Берлине, выполнив главный приказ своей жизни.

Что-то есть символичное в том, что вскоре после нашего всенародного праздника – Дня Победы – в наши дома приходит совсем другой день – День памяти и скорби – 22 июня. Приходит как напоминание о тех неисчислимых жертвах и страданиях, выпавших на долю нашего народа. Вряд ли в России найдётся семья, не опалённая войной. Только в первых приграничных сражениях войска Красной армии потеряли убитыми и ранеными 850 тысяч человек. К концу осени 1941 года в немецком плену оказались 3,5 миллиона советских военнослужащих. В эти самые трагические для нашей страны дни «Нью-Йорк таймс» процитировала слова будущего президента США Гарри Трумэна: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше».

Сравните эту фразу со словами Сталина: «Мы воюем с немецким солдатом не потому, что он немец, а потому, что он выполняет приказ поработить наш народ».

Пожалуй, именно в Берлине наиболее остро ощущается цена Победы. Берлинская наступательная операция советских войск занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное сражение в истории. В этой грандиозной битве принимали участие около 3,5 миллиона человек, 52 тысячи орудий и миномётов, 7750 танков и 11 тысяч самолётов. Но и потери были велики. С 16 апреля по 8 мая в боях за взятие Берлина советские войска потеряли 78 291 человека. Уже 11 ноября 1945 года был открыт первый советский памятник в столице Германии. Им стал мемориальный комплекс в Тиргартене, который сознательно разместили в месте запланированного Шпеером (немецкий архитектор, автор развития Берлина как столицы мира. – Авт.) пересечения осей север-юг и запад-восток. В центре колоннады, окаймлённой двумя танками Т-34 и артиллерийскими орудиями, стоит красноармеец. За его спиной, в парке, захоронены 2200 советских воинов, погибших при штурме Рейхстага. Следующий памятник всемирно известен. Это знаменитый мемориал в Трептов-парке с 13-метровой бронзовой скульптурой советского воина-освободителя с немецкой девочкой на руках. Здесь нашли упокоение более пяти тысяч наших воинов. И, наконец, третий крупный советский памятник расположен в парке Шенхольцер Хайде. Здесь похоронены 13 200 солдат и офицеров Красной армии, павших в боях за Берлин.

Мы хорошо знаем об актах вандализма, проявленных по отношению к захоронениям советских воинов в Эстонии, Латвии, Чехии, Венгрии и некоторых других странах. Мне же воочию довелось увидеть, с каким уважением к памяти наших павших соотечественников относятся в Германии. Всего здесь более тысячи советских памятников, в немецкой земле захоронены около 400 тысяч советских воинов, погибших в боях, и более 800 тысяч советских военнопленных и насильственно угнанных в Германию мирных граждан Советского Союза. Ежегодно немецкое правительство выделяет на уход за памятниками погибшим солдатам и жертвам фашизма несколько миллионов евро. Это достойный пример отношения к собственному прошлому, мировой истории, дань памяти тем, кто спас Европу от коричневой чумы.