Мы имеем дело с не вполне обычным кризисом

На модерации Отложенный

Я уже неоднократно высказывал свою точку зрения о природе происходящего в мире экономического кризиса. И не вижу пока других фактов, которые заставили бы меня поменять свою точку зрения. Я считаю, что мы имеем дело с не вполне обычным кризисом. В том смысле, что это та его разновидность, которая случается не чаще, чем раз в полстолетия. Хотя я не исключаю, что современные экономические проблемы носят еще более фундаментальный характер. Можно сказать, что речь идет о наложении нескольких кризисов. Помимо циклических процессов, которые сопряжены с т. н. «волнами Кондратьева», мы столкнулись с кризисом более крупной парадигмы производства и потребления, основанных на определенном кластере инноваций и технологий. На стыке тысячелетий этот путь развития себя исчерпал. Что сразу же отразилось на рынке высокотехнологичных компаний Nasdaq, который просто рухнул.

Чипово-компъютерный кластер производства себя по большому счету исчерпал. В нем достигнуто полное насыщение. Можно, конечно, иметь пять мобильных телефонов, но это никому не нужно. Чип засунули куда только было можно. Включая такую бытовую технику, как холодильник и кофеварку. Сейчас требуется совершенно новая волна развития, которая была бы сопряжена с изменением структуры потребностей, платежеспособного спроса. То есть на рынке должны появиться какие-то новые продукты или услуги, которые потянут за собой целый шлейф подобных же новаций, связанных с ними. И только за счет этого сможет возникнуть новая волна «Кондратьевского цикла». Естественно, что нынешний кризис будет иметь затяжной характер. В отличие от динамики стандартных пятилетних кризисов, где рецессии сравнительно непродолжительны (а подъем бурный). Однако в рамках «Кондратьевского цикла» в его нижней фазе могут наблюдаться перемежающиеся фазы подъема и спада.

Однако и те, и другие будут небольшими. А спады достаточно глубокими, тяжелыми и продолжительными. Если говорить в целом, то мы далеко еще не исчерпали движения в рамках понижающей стадии. По моим представлениям, кризис будет продолжаться как минимум до 2015 года. Если мы под ним подразумеваем фундаментальные процессы, связанные со сменой «кондратьевских циклов». Между прочим, в точном соответствии с кондратьевской теорией, повышающаяся волна будет сопряжена с образованием всевозможных «мыльных пузырей» на финансовых рынках.

Что и послужило детонатором для нынешнего кризиса, который мир переживает на протяжении последних полутора лет. Что касается особенностей нынешнего кризиса, которые выходят за рамки теории Кондратьева, то они связаны с тем, что мировые финансы с 1971 года не привязаны к какой-либо твердой стоимости. Мировые валюты — это «отвязанные» денежные единицы, на которых без каких-либо ограничений начинают «вспухать» всевозможные финансовые агрегаты. То есть на «кондратьевский» кризис накладывается кризис виртуальных финансов, чего никогда не было за всю историю человечества. Раньше деньги всегда были чем-то обеспечены — либо золотом, либо серебром, либо комбинацией этих металлов. Так что мы видим еще эту составляющую нынешних проблем. Когда два фундаментальных экономических потрясения накладываются друг на друга.

Теперь что касается моего видения тех методов, с помощью которых следовало бы бороться с этим кризисом. Среди них есть реактивные меры, которые не связаны с предупреждением дальнейшего неблагоприятного развития событий, а являющиеся лишь реакцией на них. По большому счету, критиковать здесь что-либо достаточно бесполезно. Можно критиковать лишь скорость, с которой принимаются решения. Все, что делается, по большому счету, более-менее правильно. Да, нужно поддержать банковскую систему и не допустить ее коллапса. Потому что тогда «кровеносная система экономики» просто прекратит свое существование. Тогда в случае развала экономических цепочек плохо будет всем. Да, несомненно, нужно выделять деньги на социальные программы. Например, на комплекс мер по борьбе с безработицей. Хотя, на мой взгляд, в этом направлении делается пока явно недостаточно. И все же это больше напоминает лечение симптомов болезни, а не ее причины. В то время как для выхода из «кондратьевского» цикла необходимо форсировать переход к инновационной экономике и выбрать правильные приоритеты для инновационного развития. Сейчас же все планы о перспективном развитии экономики оказались отложены в долгий ящик. Считается, что в условиях кризиса этот разговор неактуален. На самом деле он сверхактуальнен, если исходить из кондратьевской теории.