Назад в СССР: запасливость советских людей

На модерации Отложенный

Скромная зарплата большинства советских граждан, дефициты, делающие недоступными красивую одежду и фрукты, а также воспоминания об ужасающих временах войны, голода делали хозяек и хозяев очень экономными и практичными.

Я бы даже сказал дальновидными людьми. Не дожидаясь, когда повышение производства трикотажа войдет в планы очередной пятилетки, люди принимались скапливать у себя в чуланах, на антресолях километры простыней, пододеяльников и прочей мануфактуры. Закупались полотенца, шторы, трусы и майки. Драгоценное тряпье бережно упаковывалось и утрамбовывалось в чемоданы, вязалось в узлы и, наконец, забывалось порой на многие годы. Конечно, в этом преуспели торгаши, начальники и те, у кого, как мы говорили, был блат. Этим словом обозначался доступ к дефициту.

Озабоченность вещами, одеждой беспощадно ругали сатирические газеты, пионервожатые и партийные лидеры. Вещизм, мещанство, мелкобуржуазные наклонности.

Из соображений той же экономии женщины зачастую шили одежду у портных, точнее портних. Координаты портних передавались из уст в уста, от одной женщины к другой.

Заказывали, ходили на примерку. Шили при этом все. От ситцевого сарафанчика до солидного, тяжелого пальто.

А многие занимались и самостоятельным пошивом. Молодые мамаши строчили на машинках, пока маленький советский человечек смотрел там себе упоительные сны. Красавицы теребили журналы мод в поисках подходящего фасона и выкроек.

Прошли годы. И что вы думаете? Бывая в гостях у некоторых современников, я видел там рулоны, отрезы, скопленные их мамками и бабками. Цветастый ситец, сукно. Фактура, орнамент давно потеряли актуальность, вышли из моды. Нашел я их и у себя. Во время переезда. Те самые полотенца, простыни. Рулон бежевого вельвета. Вероятно, предполагалось сварганить мне вельветовую куртку. Больше всего меня тронули карандаши, много карандашей — цветных и простых. Краски, кисти. Не на одну творческую жизнь собрала мне мама.

Размышляю я над этим феноменом и думаю себе, а ведь в старину вещи не назывались барахлом, шмотками. А сказывали так: «Жить-поживать, добра наживать!». Наживайте добра!