Боязнь Ирана и давление на Россию и Китай

На модерации Отложенный

Поиски Обамы поддержки у России и Китая в минувшую субботу мотивированы его надеждой на выработку единого решиния по ядерной программе Ирана.

Тем не менее, говорить о наличие поддержки Обамы со стороны президента России Дмитрия Медведева и китайского лидера Ху Цзиньтао преждевременно, поскольку они публично не поддержали политику США. Стоит отметить, что эта ситуация с выходом вопроса по Ирану на первый план на международной арене совпала с разгаром президентской гонки в США.

На Гавайях Обама говорил о направлениях политики США на фоне ослабления своего рейтинга. Он сообщил Ху (лидер Китая) о нетерпимости США к китайской экономической политике, расхваливал перспективы новых мировых торговых зон и осыпал комплиментами прибыльный Азиатско-Тихоокеанский экспортный рынок.

США выразили огромное беспокойство в связи с опубликованным докладом МАГАТЭ по Ирану, который утверждает, что ядерная программа Ирана имеет исключительно милитаристскую природу. США утверждают, что вооруженный ядерным оружием Иран может начать гонку вооружений с соперничающими государствами и непосредственно угрожать Израилю.

Россия и Китай остаются препятствием на пути США в их движении к ужесточению международных санкций в отношении Ирана. Они (Россия и Китай) обладают правом вето в СовБезе ООН и не проявляют никаких признаков смены своей позиции по этому вопросу.

В кулуарах Азиатско-Тихоокеанского саммита, Обама сказал, что США и Россия «вновь подтвердили намерение работать над формированием общего ответа» по Ирану.

Позже Обама заявил, что он и китайский лидер (с которым у Обамы довольно непростые отношения ) хочет, чтобы Иран придерживается «международных правил и норм».

Комментарии Обамы были достаточно пространны для того, чтобы изобразить «единый фронт» и их нельзя считать индикаторами прогресса. Медведев, со своей стороны, во время своего выступления в основном молчал по Ирану, лишь признав, что тема обсуждалась. Ху не упоминал Иран вовсе.

Позже Белый дом настаивал, что Россия и Китай придерживаются той же точки зрения, что и США и другие союзники по вопросу предотвращению создания Ираном ядерного оружия, а также что Обама, Ху Цзиньтао и Дмитрий Медведев договорились работать над следующим шагом в этом направлении. Заместитель советника по национальной безопасности Бен Родс заявил, что новые обвинения в отношении ядерной программы Ирана вызвали международный резонанс, и «я думаю, что русские и китайцы это понимают. Мы планируем работать с ними, чтобы сформулировать ответ».

В то время, когда президент выступает на мировой арене, его конкуренты из лагеря республиканцев организовали шквал критики в адрес Обамы на дебатах в Южной Калифорнии. Это был тот редкий момент, когда внешняя политика привлекла к себе внимание в ходе предвыборной кампании на фоне слабеющей экономики США.

Г-н Ромни (бывший губернатор штата Массачусетс) заявил: «Если мы вновь изберем Барака Обаму, то у Ирана будет ядерное оружие. Если вы решите, что президентом должен стать Митт Ромни, Иран не будет иметь ядерного оружия».

Мишель Бахман (член палаты представителей от Миннесоты) предупредила, что попытки Ирана разработать ядерное оружие готовят почву «для развязывания ядерной войны Ирана против Израиля».

Иран настаивает на том, что его ядерная программа имеет исключительно гражданский характер и связана с получением электричества, а не оружия.

Американские официальные лица заявили, что доклад МАГАТЭ вряд ли сможет убедить Китай и Россию поддержать жесткие санкции в отношении иранского правительства. Но во главе с Обамой, администрация по-прежнему пытается оказывать давления на Иран, как в рамках ООН, так и самостоятельно, опасаясь того, что может прийти такой момент, когда Иран станет неуправляемым.

Обама попытался в субботу сформулировать позицию Соединенных Штатов как тихоокеанской державы, которая намерена получить больше рабочих мест в Америке, использовав «взрывной» потенциал Азиатско-Тихоокеанского региона.

Послание бизнесу было такое «это то место, где можно работать».

«В мире не существует региона, который мы считали бы более важным, чем Азиатско-Тихоокеанский регион», - заявил Обама на саммите. Президент зашел так далеко, что сказал, что США «немного разленились» в вопросах привлечения бизнеса в Штаты.

Помощники Обамы заявили, что он был неубедителен с Ху и выразили озабоченность по поводу заниженного курса валюты Китая, который поддерживает низкую стоимость своего экспорта, одновременно делая импорт из Америки дорогим.

Заместитель советника по национальной безопасности Майк Фроман сказал, что Обама дал понять, что американцы «становятся все более озабоченными» по вопросу перемен в экономической политики Китая.

Существует дисбаланс во взаимной торговле между Китая и США в размере 273 млрд. долларов в пользу Китая и американские законодатели говорят, что этот дисбаланс негативно отражается на производителях США и «крадет» рабочие места.

Подчеркнув, что занимается «поиском» хороших экономических новостей в преддверье выборов, Обама в общих чертах объявил о соглашении по созданию зоны транстихоокеанской торговли, охватывающей США и еще восемь стран. Он сказал, что детали должны быть дополнительно проработаны и что целью является завершить «сделку» (прим.пер. – подписать соглашение) к следующему года.

«Соединенные Штаты - тихоокеанская держава, и мы здесь, чтобы остаться таковыми», заявил Обама.

Восемью странами, присоединившихся к США в зоне, будут Австралия, Бруней, Чили, Малайзия, Новой Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам. Обама также говорил с премьер-министром Японии Есихико Нода о заинтересованности Японии в присоединении к торговому блоку.

В знак потенциальной напряженности в отношениях с Китаем, Фроман проигнорировал жалобы со стороны Китая по поводу того, что он не был приглашен в торговый блок.

Он сообщил журналистам, что Китай не выразил заинтересованности в присоединении и сказал, что в торговую группу не получают приглашений, в нее стремятся попасть.

Обращаясь к европейскому долговому кризису, Обама сказал, что он приветствует формирование нового правительства в Греции и Италии, подчеркнув, что это должно помочь успокоить мировые финансовые рынки.

Обама много внимания уделил создающейся зоне торговли, связав пути улучшение финансового положения Европы и США с ее формированием.

Обама будет в Гонолулу до вторника, затем он уедет в Австралию.