Почему мужчины выбирают \"женские\" профессии

На модерации Отложенный

Мужчины начали борьбу за равноправие на рынке труда. Личным примером они доказывают, что не хуже прекрасных дам могут справляться с работой няни, мастера по маникюру или секретаря.

А началось все с женщин, заявивших, что любая работа им под силу. Сейчас программистом или водителем, у которого в графе «пол» указано «женский», никого не удивишь. Мужчины же, на первых порах опешившие от такого натиска, начали переходить в контрнаступление и приглядываться к «женским» профессиям.

Впрочем, таковыми их можно назвать довольно условно. К примеру, выбор специальности повара, модельера или парикмахера едва ли зависит от гендерной принадлежности человека. Все дело в стереотипах. У каждого из нас в школе были уроки труда, а потом и производственная практика. Но вы можете представить, чтобы на занятиях по домоводству мальчики кроят фартуки, в то время как в школьной мастерской девочки увлеченно мастерят табуретку?

Таким образом, мысль о разделении профессий на «мужские» и «женские» внушается нам с самого детства. В подростковом периоде она подкрепляется установками, что мужчина должен зарабатывать деньги, а женщина хранить пресловутый семейный очаг. При этом принцип «каждому - по способностям» не всегда берется в расчет.

Но что делать молодому человеку, если ему до дрожи в коленках хочется попробовать себя в «женской» профессии? Кто-то не пытается сдерживать свои профессиональные порывы, и вот что из этого получается.

Со стройки - в салон красоты

У Оксаны Щегловой намечалось грандиозное свидание. Однако любимый шеф не разделял ее радостных предвкушений, и девушке пришлось задержаться на работе, доделывая срочный проект. В результате она не успевала к своему знакомому мастеру по маникюру. Пришлось забежать в ближайший салон красоты. Здесь ее проводили к единственному свободному специалисту. Им Леонид Сафроновоказался... мужчина!

Леонид Сафронов выучился на классическую в представлении многих «мужскую» профессию столяр-плотник. После этого полтора года проработал на стройке. «Но мне хотелось работать там, где тепло, сухо и много симпатичных женщин, - смеется Леня. - Салон красоты показался мне идеальным местом».

Он перебрал многие «салонные» профессии, начиная с визажиста, и понял, что ему интереснее всего заниматься ногтями. Набравшись опыта, Леня пошел устраиваться по своей новой специальности.

Будущий работодатель сразу оценил, что мужчина, делающий маникюр, станешь фишкой для клиентов, и без лишних разговоров оформил нового сотрудника, сказав лишь, «раз умеешь, начинай работать».

«Своей первой клиентке я не стал сообщать, что она в какой-то степени мой профессиональный дебют, - рассказывает Леня. - Боялся разволноваться и испортить работу. Но все прошло гладко. И я еще раз убедился, что сделал правильный выбор».

С тех пор прошло 5 лет. Клиенты довольны, а Леня рад, что занимается любимым делом. Только вот родители уверены, что для сына это очередная забава и уговаривают его вернуться на стройку. Но он категорически отказывается.

«Я получаю удовольствие от своей работы. И мне плевать, что думают об этом окружающие. Пусть маникюр - это и не мужская профессия, но она мне нравится! К тому же это оригинально - мужчина-мастер по маникюру».

Начало начал

В стереотипный образ секретаря - молодой симпатичной особы - Владислав Ершов при всем желании не укладывается. Помимо пола, дело осложняет почти двухметровый рост и накаченная мускулатура.

В крупную интернет-компании Слава попал случайно, когда искал подработку на каникулах в университете. И за короткое время, уверен Слава, смог сделать большой шаг вперед. Теперь он секретарь генерального директора.

«Я и на ресепшене успел посидеть. Приходилось каждый раз объяснять посетителям, что я не охранник и не просто подменяю девочку, пока она бегает в магазин, - говорит Слава. - Согласен, такая детина на ресепшене вызывала, по меньшей мере, недоумение».

Слава признается, что с детства не мечтал отвечать на телефонные звонки и подавать кофе во время деловых переговоров в офисе. Просто оказалось, что в этой компании, чтобы занять высокую позицию, нужно проработать определенное время. Когда сюда пришел Слава, свободной должности, кроме как на ресепшене, не было. Пришлось соглашаться. Впрочем, молодой человек не жалеет.

«Зато теперь я умею искусно подать кофе, - улыбается Слава. - Но если серьезно, то, работая простым секретарем, я сумел зарекомендовать себя как ответственный человек и меня заметили».

Слава уверен, секретарь - это всего лишь начальная ступень в его карьере. Своеобразная стратегическая линия. Поэтому он готов терпеть любые насмешки знакомых и друзей по поводу «женственности» его нынешней профессии.

Мужское воспитание

Многие считают, что воспитание маленьких детей, а уж тем более профессиональное, - женское дело. Так сложилось исторически. И если о необходимости в школах учителей-мужчин трубят на каждом шагу, то на детские сады это требование не распространяется. Это несправедливо, решил Дмитрий Дайлидёнак и пошел работать воспитателем в детском саду.

«Первый раз, уже в сознательном возрасте, я оказался в детсаде, когда проходил практику в педагогическом колледже. Непонятно было, кто кого больше боится: дети - меня или я - детей», - с улыбкой вспоминает Дима.

Но производственной практикой дело не ограничилось. Получив диплом, Дима вернулся в детский сад, где работает уже 9 лет.

Окружающие на профессию Димы реагируют по-разному. Кто-то удивляется, кто-то смеется, а близкие относятся с пониманием. Жена Катя даже гордится. Говорит: попробуй найди еще одного парня, который работает воспитателем в детском саду. Коллеги Димы (разумеется, все женщины) рассказывают, что и родителей малышей ничуть не смущает пол воспитателя. Правда, случались и казусы.

«Маленькая девочка дома вечером лежит в кровати со своими родителями. И тут она мечтательно заявляет маме: «А давай с нами Дмитрия Ивановича положим...». Представляете возмущение папы! - рассказывает Дима. - Он специально пришел на следующий день за дочкой в детский сад. Расспрашивал воспитателей обо мне».

Дима уверен, что педагогического пыла ему хватит надолго и менять работу не собирается. Остается открытым только вопрос зарплаты, точнее ее небольшого размера.

«Если бы я сейчас, к примеру, начал мебель собирать, получал бы в несколько раз больше. Но ведь рабочий целый день имеет дело только с деревяшками, - объясняет свою позицию Дима, - а здесь дети, с которыми мне еще и просто интересно».

Антикризисный ход

Андрея Завьялова сложно не заметить в магазине косметики. Вокруг него всегда толпятся женщины и, перебивая друг друга, интересуются его мнением. Между тем Андрей Николаевич совсем не миллионер, которого всеми способами пытаются заловить дамы, а всего лишь... консультант косметического магазина.

Сначала мужчина стеснялся и старался быть незаметным в отделе. Его смущали косые взгляды посетителей, замечавших его бейдж с указанием должности. Потом вошел во вкус и стал консультировать по всем правилам торговли. Однако Андрей Николаевич устроился сюда не по собственному желанию, «помог» пресловутый кризис.

«Попав под сокращение, я понял, что мне, человеку предпенсионного возраста, не приходится рассчитывать на хорошую работу, - делиться своей историей Андрей Завьялов. - Надо осваивать новые горизонты. После нескольких месяцев безуспешных поисков хоть какой-то работы, устроился в магазин косметики. Не в сторожа мне ж идти с двумя высшими образованиями. К тому же продают ведь женщины автозапчасти, так почему бы мне не продавать косметику?».

В итоге

«Признак пола не влияет на профессиональное развитие, он вторичен, - считает консультант международной рекрутинговой компании Morgan Hunt Selection Ксения Булычева. - Сейчас для работодателей на первый план выходят знания и способности человека. А акцент на гендерной принадлежности сотрудника - субъективное мнение. Например, часто бывает, что работодатель, обращаясь к нам за помощью в поиске кандидата, говорит о том, что он хотел бы видеть мужчину, исключительно по причине «избытка» женщин в коллективе или наоборот».

Технический прогресс размывает границы между странами, государствами и национальностями. Как вы уже заметили, коснулось это и мужчин, и женщин, особенно в профессиональном плане. Так стоит ли продолжать делить профессии на «мужские» и «женские»? Или мужчина, который работает мастером по маникюру или обучает арабским танцам вместо того чтобы строить дома или заниматься бизнесом, ставит под сомнение свою мужественность?