Все планы давления на Лукашенко обречены на провал

На модерации Отложенный

На ситуацию в Белоруссии пытаются влиять самые различные силы, от разношерстной и неорганизованной оппозиционной общественности внутри страны до могущественных сил в России и Европе.

Политические аналитики продолжают гадать, сохранит ли власть Лукашенко, на каких условиях Белоруссия будет поглощена РФ и что сможет предпринять Запад. Однако, спустя почти месяц после президентских выборов, можно с уверенностью сказать, что главным победителем из всех сложных и запутанных игр остается Лукашенко. 

Версий и трактовок событий превеликое множество. В информационном пространстве можно прочитать как аналитику про невероятные многоходовки, которые запланировали Кремль, российские олигархи и европейские политики, так и эмоциональные возгласы в стиле "зверства карателей" или "объединение славянских народов". При этом глава Белоруссии Лукашенко часто выводится за скобки как субъект политического процесса. Его либо заставит с позором уйти стихия протестов, либо Москва сделает его своим вассалом.

Если попытаться сложить самые популярные версии в одну цепь событий, то можно нарисовать следующую картину. Некоторые крупные российские олигархи решили устроить в Минске "майдан", чтобы сбросить Лукашенко, который не давал им прибрать к рукам крупные белорусские предприятия. При этом олигархам удалось убедить Кремль, что массовые уличные выступления в соседней стране позволят напугать Лукашенко, и он в попытке сохранить власть согласится на любые условия по строительству Союзного государства, вплоть до потери Белоруссией суверенитета.  

Однако масштаб массовых беспорядков сразу после выборов 9 августа на время создали иллюзию, что Лукашенко может и впрямь потерять власть. В Кремле задумались над тем, что в случае победы оппозиции под бело-червона-белым флагом Белоруссия может переориентироваться на Запад, а базы НАТО будут стоять уже на границе со Смоленской областью. Поэтому пришлось срочно поддержать Лукашенко и начать с ним диалог как с законно избранным президентом. 

При этом ситуация прокремлевскими пропагандистами подавалась так, что теперь-то Батька никуда не денется и будет вынужден согласиться на все условия. Тем более протесты продолжаются, а многие работники белорусских предприятий объявили бесссрочную забастовку. Да и после жестоких разгонов протестующих дорога Лукашенко на Запад теперь заказана. Среди возможных сценариев стал предполагаться, что Лукашенко согласится провести в Белоруссии референдум о присоединении страны в России. В общем, новый "Крым наш", объединение "русского мира", Лукашенко преклонил колено перед Путиным, а Запад трясется от страха перед возросшей мощью России. 

В реальности уже сейчас понятно, что Лукашенко удалось, как и много-много раз до этого, перехитрить, запутать или умиротворить всех своих недоброжелателей.   

Мы видим, что уличные выступления потеряли напор, а лидеры оппозиции втянулись в долгий и нудный процесс каких-то политически бессмысленных согласований, создания фронтов и комитетов, бесконечных заявлений и призывов к мировой общественности. 

Видя, что в ситуацию активно вмешалась Россия, помня последствия украинского госпереворота, Европа предпочла ограничиться выражением обеспокоенности. Фактически и белорусской оппозиции, и европейским политикам пришлось признать силу власти Лукашенко и лишь продолжать всхлипывать и утирать сопли.   

Но главное, что у Лукашенко получается в очередной, наверное, уже сотый раз, при решении сложных вопросов заболтать Кремль. В критический момент Батька заявил, что вместе с Путиным сохранит общее Отечество от Бреста до Владивостока. Казалось уже, что Лукашенко и впрямь "прогнулся". 

Но вот к нему на переговоры в Минск, по всей видимости, с позиции "старшего брата" приехал российский премьер Михаил Мишустин.

И вместо заверений о том, что план Москвы по "растворению" Белоруссии принимается безоговорочно, Лукашенко буквально ошарашил Мишустина заявлением о перехваченных разговорах между Берлином о том, что Алексей Навальный не был отравлен. Мол, у вас, дорогие россияне сейчас серьезные проблемы с Западом, и именно я способен их решить. Что говорить о какой-то интеграции, когда я вам предлагаю настоящую братскую помощь и буквально спасаю вашу репутацию.  

Флер это сцене придает то, что так называемая "расшифровка" состоит исключительно из штампов белорусской государственной пропаганды. "Идет война, а во время войны всякие методы хороши". "Нужно отбить охоту Путину сунуть нос в дела Беларуси. Самый эффективный путь — утопить его в проблемах России, а их немало!" "Президент Лукашенко оказался крепким орешком. Они профессионалы и организованны, чиновники и военные верны президенту". К тому же "переговорщики" носят странные для немца и поляка имена Майк и Ник. 

Вспоминается, как в 2002 году в Белоруссии был задержан тогдашний лидер партии "Союз правых сил" Борис Немцов. При нем нашли литературу, направленную на "дестабилизацию" ситуации в республике. Тогда белорусское телевидение показало обложки этой литературы с надписями на иврите. Этакий юмор с намеком на этническое происхождение Немцова. 

Вот и сейчас Лукашенко в ответ на все долгоиграющие планы Кремля просто "пошутил" над Мишустиным. Причем в "шутке" читался нескрываемый посыл, что если уж Варшаву и Берлин слушаем, то о ваших разговорах в Москве нам подавно всё известно. 

Главе российского правительства пришлось делать только хорошую мину перед телекамерами и смиренно принимать лукашенковский юмор. Формально не придраться — союзник помогает союзнику, конфиденциальной информацией делится, о дружбе и братстве говорит. 

Получается, что сейчас Москве проще всего отказаться от своих грандиозных планов и при сохранении статуса-кво в деле строительства Союзного государства продолжать поддерживать Лукашенко. 

Худшим же сценарием для Кремля может стать идея уговорить Батьку провести в Белоруссии плебисцит о вхождении в состав России. Ведь кто даст гарантию, что вначале в РФ включится вся мощь госпропаганды о том, как Путин объединяет "русский мир", а потом 90% белорусов выскажутся против. И Лукашенко только разведет руками: "Такова воля моего народа". 

Спрашивается, что позволяет Лукашенко так умело лавировать в любой ситуации? Есть три главных фактора, которые будто в упор не видят те, кто пытается идти против него. 

Во-первых, Лукашенко очень опытный и при этом прагматичный политик. "Колхозник", как его любят называть, прочно стоит на земле и всегда исходит из конкретной ситуации. Он не строит воздушных замков в виде геополитических планов, не питает ложных иллюзий по поводу абстрактной доброты зарубежных партнеров. Лукашенко выстраивает политику как искусство возможного, исходя из объективной реальности, а не лозунгов и мечтаний. 

Но определяющий фактор в том, что Лукашенко — патриот своей страны. Да, его речь по-крестьянски проста, зато доходчива и звучит искренней. Его нельзя назвать компрадором, ставленником олигархов и зарубежных держав. Он понимает, что несет ответственность почти за десять миллионов сограждан, и все действия сверяет с их интересами. И вот это позволило ему чуть ли не единственному на постсоветском пространстве создать крепкую экономику, единую гражданскую нацию. При всей неоднозначности он морально выше своих недоброжелателей, которые вынуждены с этим считаться.

Андрей Иванов