Российскому капитализму 15 лет

На модерации Отложенный До этого в СССР и России частные предприниматели существовали в виде так называемых кооператоров. Но 15 августа 1992 года первый президент России Борис Ельцин подписал указ о начале ваучерной приватизации. И в России невиданными темпами началось строительство капитализма. Многим очень хотелось, чтобы он был с человеческим лицом. Но получилось, говоря словами златоуста Черномырдина, как всегда. Прорабом этой большой всероссийской стройки был назначен еще малоизвестный в ту пору Анатолий Чубайс. Вся госсобственность по его плану была очень приблизительно оценена отнюдь не по рыночной стоимости и суммарно разделена на количество россиян. Получилось, примерно, по 10 тысяч рублей на каждого. Ваучеры с таким номиналом и роздали гражданам. Что с ними делать, конечно, мало, кто знал. Поэтому россияне, особенно в глубинке с радостью отдавали их за бутылку водки или в лучшем случае за треть номинала.

Довольно быстро, после раздачи населению этих первых ценных бумаг, в крупных городах, в частности в Москве, в метро, просто на улицах и, особенно, у вокзалов, появились молодые люди с табличками на широкой груди, извещавшими, что они готовы купить ваучеры в неограниченном количестве. Все было просто. Они действительно покупали приватизационные чеки, но по цене значительно ниже, существовавшей на открывшейся к тому времени Российской товарно-сырьевой бирже. Скупленное добро молодые люди на следующий день там и сбывали с большой выгодой для себя.

Наиболее подкованные граждане, правда, не торопились расставаться с чеками и пытались внимательно наблюдать, что из всего этого получится. Верховный главнокомандующий Борис Ельцин очень своевременно объявил по телевидению, что он свой приватизационный чек вложит в чековый инвестиционный фонд.

Именно их созданию и пропаганде способствовал тогда главный приватизатор Анатолий Чубайс. На эту удочку тоже попались многие. Поскольку наперсточников у нас всегда хватало, такие чековые инвестиционные фонда стали расти, как грибы после дождя. И бесплатный отбор ваучеров у населения был поставлен на широкую ногу. В 99 случаях из 100 это было чистым мошенничеством.


Но были и простые люди, которые получили от своего личного ваучера выгоду. В первую очередь это те, кто лично продал их на бирже в период максимальной стоимости. Во-вторых, те, кто купил на них акции крупных предприятий. Газпрома, например, или «Москва-Сити». Если они сохраняли акции в течение 10-12 лет, то эти ценные бумаги потом, в случае продажи давали доход буквально в тысячи процентов.

Однако, наибольшую выгоду получили, конечно, деловые люди. Те, кто спекулировал приватизационными чеками на бирже, кто скупал их в огромном количестве и потом приобретал на эти чеки целые предприятия и становился настоящим капиталистом. Жизнь приватизационных чеков была ограничена двумя годами.

И в то время и сейчас у плана ваучерной приватизации по Чубайсу было и есть много критиков. Например, экономист и политик Сергей Глазьев считает, что такая приватизация была не только несправедливой, но и незаконной и сопровождалась грубейшими нарушениями действующего законодательства.

В среднем на один случай приватизации было одно преступление. Фактически реализация приватизационного плана Чубайса стала квазилегальной формой разграбления госсобственности и одной из самых грандиозных афер за всю историю человечества. Возникло новое сословие крупных «хищников», которые привыкли брать «все, что плохо лежит» и присваивать чужое, считает Глазьев.

Однако, жизнь, как говорится, такова, как она есть. И более ни какова. У Чубайса была цель реализовать свой план максимально быстро, пока никто не опомнился. И он ее достиг. Сейчас повернуть все назад невозможно. Тем более, что потом были еще и не менее масштабные аферы с залоговыми аукционами, давшие стране первых миллиардеров и олигархов. И продолжающийся поныне отъем собственности в виде рейдерства.

Да и наверху теперь больше озабочены стабильностью в обществе, а не исправлением старых ошибок. Поэтому, поскольку все более-менее крупные бизнесмены у нас не греха, президент Путин, уже много раз успокаивал особенно нервных твердыми обещаниями, что пересмотра итогов 90-х не будет. А что же тогда будет?