Такое вот исключение. Почему политики уходят из президентского Совета
На модерации
Отложенный
В регламент Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) планируется включить норму, запрещающую его членам участвовать в деятельности Совета, если они решили выдвинуть свою кандидатуру на федеральных выборах и в Общественную палату. Об этом «Ленте.ру» рассказал председатель СПЧ Михаил Федотов. Совмещение статуса парламентария и общественника в одном лице он считает недопустимым. 18 февраля по его предложению президент исключил из СПЧ семь человек, в том числе главу комитета Госдумы по международным делам Алексея Пушкова, членов палаты Иосифа Дискина и Анатолия Кучерену.
«Мы обсуждаем возможность добавления в регламент Совета нормы о том, что если человек решил баллотироваться на выборах депутатов Госдумы или стать сенатором, то на период избирательной кампании он должен приостановить свою работу в СПЧ, воздержаться от участия в его деятельности, — рассказал Михаил Федотов. — Если хотят, пусть занимаются политикой, но без Совета. Либо ты общественный деятель, либо политик — выбирай. А Совет сосредоточится на своих непосредственных обязанностях — развитии гражданского общества и защите прав человека».
По инициативе Федотова членами СПЧ больше не смогут стать депутаты Госдумы, сенаторы, а также члены Общественной палаты России (ОП). На встрече с президентом Владимиром Путиным 1 октября прошлого года Федотов предложил главе государства внести в положение об СПЧ запрет на подобное совместительство. Соответствующий указ был подписан президентом в ноябре прошлого года (на региональных и местных парламентариев и членов региональных общественных палат данное правило не распространяется).
Совместителей в Совете оказалось семь, и 18 февраля на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован указ президента об исключении из состава СПЧ главы комитета Госдумы по международным делам Алексея Пушкова, депутатов Елены Николаевой, Михаила Терентьева (все из «Единой России») и членов ОП Иосифа Дискина, Анатолия Кучерены, Елены Тополевой-Солдуновой и Владимира Шапошникова. По словам Федотова, все они сделали свой выбор.
«Президентский совет не занимается политической деятельностью и не связан с партиями. Не совсем понятно, как один человек может быть одновременно и общественником, и парламентарием. Мы стараемся держаться подальше от политики, не участвуем ни в каких партийных мероприятиях», — заявил Михаил Федотов, добавив, что сотрудничество с этими депутатами продолжится.
Председатель СПЧ приводит в качестве примера положение об Общественной палате, членам которой запрещено находиться на государственной и муниципальной службе, а кандидатов в палату не могут выдвигать партии.
Людмила Алексеева (справа) во время заседания Совета по правам человека в Кремле
Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»
По его словам, включение в Совет новых людей в связи с этими изменениями не запланировано. «До 2012 года Совет вообще состоял из 40 человек, но после ротации расширился до 61, а потом и до 63 человек. Не думаю, что сейчас есть необходимость искать замену семи ушедшим. Ни в одном документе не указано, что численность Совета должна быть фиксированной, эта величина абсолютно произвольная», — говорит Федотов.
Он не хочет видеть в СПЧ совместителей еще и по той причине, что им, как правило, тяжело работать «на несколько фронтов». «Это дополнительная нагрузка, на общественных началах, и совместительство, безусловно, вредит делу, потому что человек пытается успеть всюду, а в итоге не успевает нигде», — считает он.
Елена Тополева-Солдунова и Елена Николаева, например, входили в постоянную комиссию по развитию некоммерческих организаций, которые сейчас в приоритете у государства.
Кучерена состоял в постоянной комиссии по гражданскому противодействию коррупции.
Что касается членов Общественной палаты, то, по мнению Федотова, не совсем правильно, когда в разных общественных организациях заседают одни и те же люди. «Необходимо расширять число субъектов гражданского участия, а не сужать его», — говорит он.
В ближайшее время других изменений в кадровом составе СПЧ не ожидается. Следующая плановая ротация состоится только в 2018 году, уже после президентских выборов, но президент может включать новые лица в действующий состав своего консультативного органа. Например, осенью прошлого года заместителем председателя СПЧ был назначен правозащитник Евгений Бобров, а ответственным секретарем — один из учредителей Общероссийского народного фронта (ОНФ) Яна Лантратова. В мае 2015 года президент решил вернуть в СПЧ правозащитницу Людмилу Алексееву — после трехлетнего перерыва. «Я присутствовала на нескольких совещаниях и вижу, что все-таки члены Совета кое-что могут сделать, чего вне него не могут», — так прокомментировала тогда Алексеева свое возвращение.
Директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова, принявшая решение продолжить работу в Общественной палате, а не в СПЧ, говорит, что выбор дался ей нелегко, поскольку это разные площадки. «Но я исходила из того, что в СПЧ есть кому заниматься темой НКО, той же Людмиле Алексеевой, и поэтому в палате я нужнее. Но связь с Советом не потеряю, буду помогать и ходить на заседания», — сообщила она «Ленте.ру».
Тополева-Солдунова отмечает, что ранее включение в его состав депутатов не практиковалось — это тенденция последних лет. Совет ведет свою историю еще с 1993 года, когда указом Бориса Ельцина была образована Комиссия по правам человека при президенте. «Я считаю, что решение разделить политиков и общественников правильное», — говорит она. — Что же касается членов Общественной палаты, то не уверена, что следовало запрещать им совмещение. Члены палаты участвуют в работе различных других консультативных органов при президенте, но это не возбраняется». И добавляет, что общественная деятельность, если к ней не относиться формально, действительно занимает много времени и зачастую совмещать работу в разных органах непросто.
Член СПЧ и правления общества «Мемориал» Сергей Кривенко отмечает, что предложения исключить из Совета парламентариев и членов Общественной палаты звучали неоднократно. «В силу своей занятости депутаты практически не участвуют в работе Совета, дублировать палату также нет смысла. Политическую подоплеку в этом решении искать не нужно», — говорит он. По его наблюдениям, между двумя организациями конкуренции нет, поскольку у каждой свой функционал, а поле деятельности обширное. Входящие в состав президентского совета правозащитники, по его словам, работают на ресурсе тех организаций, которые они возглавляют, в аппарате СПЧ всего пять человек, но ценность этой площадки в том, что она позволяет достучаться до власти, добиваться корректировки законов, ставить важные вопросы перед президентом.
Освобожденные от политического крыла президентские правозащитники в предвыборный период будут содействовать большей прозрачности и чистоте выборов. Вместе с уполномоченным по правам человека в РФ Эллой Памфиловой и региональными уполномоченными Совет по правам человека подключится к наблюдению за выборами депутатов Госдумы. «Мы организуем совместную мониторинговую рабочую группу, в которую войдут представители различных общественных организаций, занимающихся наблюдением на выборах, и эта группа будет работать в регионах с тем, чтобы оказать содействие наблюдателям», — рассказал Федотов.
Кроме того, на следующей неделе СПЧ представит свои предложения к законопроекту Минюста, уточняющему понятие политической деятельности для НКО — наработки ведомства правозащитники раскритиковали.
Комментарии
Комментарий удален модератором