Бадри Патаркацишвили хочет сделать Грузию конституционной монархией

На модерации Отложенный Экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили через своих соратников по партии "За единую Грузию" вчера объявил об уходе из политики. Впрочем, его место вряд ли будет долго пустовать. Бизнесмен Бадри Патаркацишвили уже высказал готовность сыграть роль объединителя грузинской оппозиции и вступить в открытую борьбу за власть.

Ираклий Окруашвили, прятавшийся от прессы и соратников с минувшего понедельника, когда он был освобожден из-под стражи под залог $6,06 млн, вновь напомнил о себе. Впрочем, сделал он это лишь затем, чтобы его поскорее забыли. В среду ночью оппозиционер принял в своей квартире группу соратников по партии "За единую Грузию", через которых сообщил народу о своем решении покинуть грузинскую политику. Об этом решении народ узнал от однопартийца господина Окруашвили Константина Гунцадзе: "Исходя из создавшегося положения, на данном этапе Ираклий Окруашвили уйдет из политики. Мы, его друзья, заявляем, что по-человечески хорошо понимаем его моральное состояние и никаких претензий к нему не имеем".

В чем особенность "создавшегося положения", господин Гунцадзе не разъяснил, зато поведал, что Ираклий Окруашвили находится "в тяжелой физической и моральной форме". Впрочем, по его словам, это вовсе не значит, что единогрузины пали духом и откажутся от дальнейшей борьбы. "Наша политическая команда продолжает с удвоенной силой методически выполнять поставленные цели",-- заверил господин Гунцадзе, пообещав вместе с другими оппозиционными силами 2 ноября "дать достойный ответ этой безнравственной власти". Как уже писал Ъ, на ноябрь оппозиция планирует провести в Тбилиси массовую акцию протеста с требованием упразднить должность президента и превратить страну в парламентскую республику.

Оптимистичный настрой сторонников Ираклия Окруашвили может объясняться тем, что бизнесмен Бадри Патаркацишвили, долгое время заявлявший, что не намерен включаться в политическую борьбу, неожиданно передумал. Выступив в эфире принадлежащего ему телеканала "Имеди", бизнесмен дал понять, что собирается активно включиться в политические процессы в Грузии. "Если овцу очень раздразнить, то и она может превратиться в страшного зверя",-- процитировал господин Патаркацишвили старую грузинскую поговорку.

По словам предпринимателя, сейчас у него единственная проблема в отношениях с властями -- это его медиахолдинг, который "остается гарантом свободы слова в стране". Бизнесмен сообщил, что ему делалось много предложений со стороны властей, предлагавших продать или обменять "Имеди" на другие активы. "Но ведь невозможно продать своего ребенка за любые деньги! -- возмущался бизнесмен.-- Все остальное я готов был им хоть подарить, но только не телекомпанию". Правда, теперь господин Патаркацишвили не исключает, что если он погрузится в политическую жизнь, то продаст свою долю акций в "Имеди" (70%) американской корпорации NewsCorp Руперта Мердока, которая уже владеет долей 30%.
"Американцев никто не заподозрит в том, что они пытаются дестабилизировать обстановку в Грузии",-- пояснил Бадри Патаркацишвили.

Бизнесмен также обозначил возможную цель своей политической борьбы, поддержав высказанную ранее патриархом всея Грузии Илией II идею введения в стране конституционной монархии. "Такой страной, как Грузия, не должен управлять один человек. Пусть будет Михаил Саакашвили, но я хочу, чтобы вместе с ним управляли и другие,-- заявил предприниматель.-- Я полностью поддерживаю мнение патриарха о возможности введения конституционной монархии. Над этим нам всем надо думать и думать".

Грузинские наблюдатели предполагают, что бизнесмен, скорее всего, заключит политический союз с правыми партиями Грузии (Республиканская партия, консерваторы, партии "Свобода" и "Новые правые"), которые и так уже объединились после скандальной истории с Ираклием Окруашвили.

От подобных планов медиамагната вчера предостерег один из ближайших соратников президента Саакашвили мэр Тбилиси Гиги Угулава. Выступая на презентации новых машин для уборки улиц, господин Угулава заявил: "Оппозиция улыбается в глаза Патаркацишвили, прося у него денег, но в результате выборов 2008 года (имеются в виду парламентские и президентские выборы, намеченные на будущую осень.-- Ъ) мы их отправим куда следует на этих самых мусорных машинах".

Тем временем после публичной дискредитации Ираклия Окруашвили, который в понедельник перед телекамерами признал свою вину в совершении коррупционных преступлений и дезавуировал собственные обвинения в адрес Михаила Саакашвили, власти начали выпускать из тюрем его соратников. На свободу вышли арестованные за последние несколько месяцев экс-глава администрации Гори Василий Махарашвили, бывший губернатор региона Шида Картли Михаил Карели, а также бизнес-партнер господина Окруашвили Гурам Гогуа, на которого экс-министр обороны оформил акции компании мобильной связи GeoCell, которые, как утверждает следствие, были получены "путем угрозы и вымогательства от бизнесмена Джемала Сванидзе". Все они были освобождены под подписку о невыезде по той же схеме, что и сам оппозиционер,-- согласившись сотрудничать со следствием и уплатив залог властям. Правда, суммы были не такие внушительные, как в случае с господином Окруашвили, и варьировались от $6 тыс. до $60 тыс. По сложившейся в Грузии практике это почти всегда означает, что затем прокуратура заключит с ними "процессуальные соглашения", после чего суд приговорит обвиняемых к уплате штрафа как раз в размере залоговой суммы.

Тем самым власти демонстрируют, что теперь они не опасаются клана Ираклия Окруашвили, который президент Саакашвили ранее прозвал "горийской мафией".