Потолок цен: именно с потолка «срисована» стоимость большинства продуктов питания

На модерации Отложенный

В России произошёл невиданный с дефолта 1998 года рост цен на основные продукты питания - молоко, масло, хлеб. "РК" в нескольких номерах предупреждал о приближающемся кризисе на продовольственном рынке. И разразился он в самый неподходящий для власти момент - в преддверии парламентских выборов. Снизить цены административными методами уже не удастся. В лучшем случае получится заморозить их на какое-то время

БЕЗМОЛОЧНАЯ ДИЕТА

Осенние подорожание продуктов, похоже, стало неожиданностью для всех. Люди, особенно малоимущие, впали в настоящий шок. Так, корреспондент "РК" стал свидетелем совершенно дикой сцены, когда пожилая женщина на весь магазин материлась, стоя у прилавка с молоком. Пенсионерку пришлось выводить с помощью охраны.

Вообще реакция у людей разная. Кто-то тихо ропщет, другие бурно возмущаются. А некоторые невозмутимо, по старой советской привычке, скупают продукты впрок, ожидая дальнейшего подорожания.

На минувшей неделе в этом смог лично убедиться премьер-министр Виктор Зубков, побывавший на рынке в подмосковной Балашихе. Он упорно выпытывал у продавцов и сотрудников магазинов, с чем связано повышение цен. Однако внятного ответа не получил.

- Для нас это загадка, - заявил управляющий одного из магазинов.

- Для нас тоже, - посетовал Зубков.

Разгадку "РК" опубликовал несколько месяцев назад. Еще в июне Европейский союз (ЕС) - крупнейший поставщик на мировой рынок молочной продукции - отменил все экспортные дотации. До этого решения государства выплачивали животноводам около 0,33 евро за каждый килограмм сыра или масла, отравленных за границу. И без того сложная ситуация с молочными продуктами на мировых рынках обострилась до предела после того, как в Великобритании 3 августа зафиксировали вспышку ящура.

Кроме того, из-за высоких цен на нефть и металлы подорожала упаковка молочных продуктов, состоящая в большинстве случаев из пластика и алюминия. А из-за дороговизны энергоносителей возросла цена на переработку и перевозку молока.

Хоть как-то стабилизировать рынок могло бы резкое увеличение поставок молочной продукции из Австралии и Новой Зеландии. Эти страны производят около 4% мирового количества молока, а их доля в экспорте молочной продукции составляет приблизительно 35%. Однако и у них возникли в этом году сложности. Так, в Австралии свирепствовала засуха, а рост производства в Новой Зеландии ожидается всего на уровне одного процента.

С другой стороны, неуклонно растет потребление молока и молочных продуктов. Особенно в самых крупных по населению странах - Китае и Индии. И ситуация в ближайшее время вряд ли изменится к лучшему.

Пока российские власти приняли, пожалуй, единственно возможное решение в данных обстоятельствах - объявили об удешевлении импорта. По данным Виктора Зубкова, сейчас Россия примерно на четверть зависит от поставок зарубежной молочной продукции. В ближайшее время, согласно проекту Минэкономразвития, с 15 до 5% будут снижены пошлины на молоко и творог. На сыры предлагается ввести единую ставку в 0,3 евро за 1 кг. Такие пошлины будут действовать полгода.

К снижению цен, по мнению большинства экспертов, все это не приведет, но остановить их хотя бы на несколько месяцев, возможно, удастся. Правда, не ясно когда в стране появятся продукты, ввезенные по новым ставкам, и пока подорожание продолжается.

Кстати, эксперты сходятся и на том, что все попытки ряда публичных политиков и чиновников найти виноватого внутри страны заранее обречены на провал. В основном под удар критики попали молочные комбинаты, оптовики и крупные розничные сети, которых заподозрили в чрезмерной жадности. Например, на всю Россию прославился Брянский молочный комбинат, уличенный местным Управлением антимонопольной службы в завышенных аппетитах и работе с ненужными посредниками. В итоге его заставили снизить отпускные цены на молоко с 26,32 руб до 21,4 руб. за литр.



Однако, учитывая общемировые тенденции, это, скорее, PR-акция. На жесткое госрегулирование торговли власть не пойдет, так как ни к чему, кроме дефицита и дальнейшего ухудшения ситуации, это привести не может. Продавать же товары себе в убыток никто не будет. Так что с бизнесом в основном пытаются договориться по-хорошему. "Мы провели переговоры с ассоциацией, объединяющей крупные сетевые компании, и ассоциацией производителей продуктов питания. Они готовы взять на себя обязательства как саморегулирующиеся организации, чтобы стабилизировать цены и исключить спекулятивные сделки", - заявил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Принесут ли эти переговоры хоть какие-то результаты, пока не ясно.

ХЛЕБ С МАСЛОМ

Есть еще по меньшей мере две категории социально значимых товаров, на которые резко поднялись цены. Это подсолнечное масло и хлеб. Здесь ситуация не столь пессимистична, хотя тоже весьма сложная. А причины подорожания прямо противоположны тем, что привели к кризису на молочном рынке.

Дело в том, что Россия на сегодняшний день является одним из крупнейших экспортеров зерна и растительного масла. Мировые цены на них сейчас зашкаливают (хотя в последнее время они несколько стабилизировались). По словам Гордеева, в основном это связано с увеличением потребления все в тех же Китае и Индии и отчасти с увеличением производства биотоплива, сырьем для которых являются зерновые. А усугубляют ситуацию мировые природные катаклизмы этого года, из-за которых урожай оказался не очень хорошим. Впрочем, в России, судя по всему, с зерном будет все в порядке, несмотря на засуху, поразившую ряд южных регионов. И хотя урожай еще до конца не собрали, чиновники оценивают экспортный потенциал в 12 миллионов тонн. Это, конечно, радует Минсельхоз, но одновременно и настораживает. Дело в том, что у оптовиков появляется большое искушение отправить на экспорт еще больше зерна. Мировые цены, несмотря на все подорожания в России, до сих пор превышают внутренние.

Чтобы избежать этого, правительство решило повысить пошлины. Например, за вывоз пшеницы придется заплатить 10 % от стоимости, но не ниже 22 евро за тонну. Участники рынка говорят, что это серьезная ставка, но не запретительная. Экспорт по-прежнему остается рентабельным, хотя и не столь привлекательным для бизнеса.

Но это пока. Мировой рынок неминуемо отреагирует на уменьшение предложения из России очередным скачком цен, и рентабельность вернется. Тогда правительству придется опять повышать ставки, и это может продолжаться вплоть до полного запрета экспорта, чего не хотелось бы никому. В первую очередь крестьянам, которым в условиях перепроизводства придется демпинговать.

К тому же не совсем понятно, что все это даст потребителю. Пошлины будут уходить в бюджет, с которым и так все в порядке, а внутренние цены на зерно вряд ли понизятся. Кстати, стоимость зерна в готовом батоне составляет всего 25-30%. Остальное производственные и торговые наценки, а также стоимость других ингредиентов (сахара, яиц и т.д.). Так что в лучшем случае наступит некоторая стабилизация.

С подсолнечником ситуация схожая. Неурожай этого года привел к тому, что производители начали буквально сражаться за семечки. Все бояться, что сырья на всех не хватит, и в итоге поднимают закупочные цены. При этом до трети российского подсолнечного масла сегодня вывозится за рубеж. Бороться с этим предлагают все тем же увеличением пошлин, но, как и с зерном, положительный результат для потребителей не гарантирован.

Кстати, именно рынок подсонечного масла вызывает наибольшую озабоченность у руководителя ФАС Игоря Артемьева. По мнению чиновника, помимо объективных причин, для подорожания здесь имеется и злой умысел производителей. Дело в том, что рынок фактически контролируют всего четыре компании, руководители которых вполне могли договориться. Доказательств сговора пока нет, но сейчас предприятия серьезно проверяют.