Зачем российским городам такие высокие дома?

На модерации Отложенный

Зачем российским городам такие высокие дома?

У француза Алена Робера необычное хобби — совершать восхождения на самые высокие небоскребы планеты. Конфликты с местными властями почти неизбежны, но знаменитого человека-паука они не пугают. Облюбовав одну из башен «Федерации» в московском «Сити», Робер явно нарывался на неприятности и в России. Однако сражаться c отечественными чиновниками ему не пришлось — любовь скалолаза к высоткам здесь разделяют.

Сложный подъем был совершен в начале минувшего сентября и обошелся почти без последствий, если не считать короткого общения Робера с милицией. Хозяин небоскреба — компания Mirax Group — уладил все формальности, сумев получить в администрации ЦАО официальное разрешение на восхождение француза. Столичные власти, не привыкшие потакать слабостям эксцентриков, в данном случае проявили редкую уступчивость.

« Во всех остальных небоскребах есть все что угодно, а в этом нет ничего, кроме того, что нравится мне.
Генри Миллер Тропик Козерога »

Страсть к высотному строительству почувствовали не только в Москве. Небоскребы вырастают в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми. Не отстают и города поменьше, такие как Кемерово или Иркутск. Даже в Ханты-Мансийске, население которого едва превышает 60 000 человек, намереваются построить исполинских размеров башню, призванную стать символом процветания Югры. Лиха беда начало.

Вертикали власти
Пожалуй, со времен покорения космоса Юрием Гагариным у наших чиновников не было столько поводов для гордости. Еще бы, в Москве возводится самое высокое здание в Европе — 612-метровая башня «Россия». Побить мировой рекорд помешали арабы. В Дубае строят сразу две башни, превосходящие «Россию» по высоте, — Al Burj и Burj Dubai — высотой 1050 и 807 м соответственно. Но это ничего, быть первыми в Европе тоже почетно.

«Мы проводили уже много различных закладок, но такой еще не было в истории нашего государства и Москвы. Здесь мы строим новый город, где улицы устремляются не вдоль, а вверх», — неподдельно радовался мэр Лужков, которому есть чем гордиться и помимо «России». Возведенная компанией «Дон-Cтрой» квазисталинская высотка «Триумф-Палас» (264 м) — еще один европейский рекордсмен по высоте, только уже среди жилых зданий.

Тяга к небоскребам в столице уже граничит с фетишизмом, но так было не всегда. Изначальный замысел, возникший у архитекторов еще в конце 1980-х, был совсем не плох — предусмотреть в мегаполисе территорию «компактного проживания» небоскребов, средоточия деловой активности. Успешных примеров такой политики предостаточно в той же Европе — лондонский «Сити» (а позже — Canary Wharf) или парижский La Défense. Но в нашем случае река довольно быстро вышла из берегов. Высотное строительство охватило практически всю столицу — строят как рядом с Московским международным деловым центром (ММДЦ) «Москва-Сити», так и далеко за его пределами. Например, силуэт 165-метрового здания гостиницы «Swissotel Красные холмы», которое директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян называет самым уродливым строением Москвы, виден даже с Красной площади. А ведь все только начинается. По планам столичного правительства, утвердившего программу «Новое кольцо Москвы», в «срединно-периферийном поясе» столицы к 2015 г. должно появиться 60 жилых комплексов, включающих 200 высотных зданий.

Журнал ARХ как-то поинтересовался у Ханса Штиммана, главного архитектора Берлина и последовательного сторонника малоэтажной застройки, что он думает о современной Москве. «В сравнении с вашей столицей, — ответил Штимман, — наша — маленький комфортный город».

Высокая миссия
Вслед за Москвой мода на небоскребы пришла в региональные центры. «Столица демонстрирует далеко не лучший пример высотного строительства, но этот пример заразителен», — говорит директор некоммерческого партнерства «Центр современной архитектуры» Ирина Коробьина. Даже в «Москва-Сити», наиболее продуманном из существующих высотных комплексов, есть явные промахи — прежде всего с выбором места. Транспортная ситуация в районе уже успела стать притчей во языцех.

Но несмотря ни на что, идея «Сити» получила широкое распространение за пределами МКАД. В Мякининской пойме в Подмосковье, рядом с выставочным центром «Крокус Сити», должен появиться центр размещения областной власти — «Московия Сити». Проект строительства еще одного «Сити» с непременным небоскребом (150 м) в Адмиралтейском районе Петербурга недавно лег на стол Валентины Матвиенко. Своим «Сити» обзаводится и Екатеринбург — строительство уже начато. «Это будет мощное скопление высотных зданий, одно из них — под 300 м», — рассказывает член градостроительного совета Екатеринбурга Борис Демидов. Почувствовав конъюнктуру, архитектурное бюро S.P.eeCH, участвовавшее в проектировании «Москва-Сити», поставило дело на поток, разработав еще один сити-проект для Красноярска.

Разумеется, все это верхушка айсберга. В одном только Екатеринбурге авторитетный интернет-ресурс Skyscraperpage.com насчитал три десятка запроектированных и строящихся зданий выше 25 этажей. Лишь менее четверти объектов имеет отношение к официальному деловому центру. А, скажем, в Перми «Сити» нет вовсе. Заменой ему, возможно, послужит многофункциональный комплекс высотных зданий Eurotowers, строящийся на берегу Камы. «Свои объекты нам пришлось согласовывать с 5-й воздушной армией, они находятся под посадочной глиссадой. Самое высокое здание — до 160 м», — хвалится гендиректор девелоперской компании «Проспект» Алексей Тютиков.

Ограничиваться Пермью «Проспект» не собирается.

Компания работает над высотным проектом «Зазеркалье» в Иркутске. Зачем, спрашивается, Иркутску вдруг понадобились небоскребы? «Регион имеет перспективу, — терпеливо объясняет Тютиков. — Рядом азиатский регион с бурно растущей экономикой. А Иркутск является одним из форпостов России, имеет важное геополитическое значение для страны».

И ведь действительно, в России столько городов, значение которых умаляется отсутствием современной высотной архитектуры. Один из них — Ханты-Мансийск. Ситуацию взялся исправить московский бизнесмен Шалва Чигиринский. По его просьбе самый популярный в России иностранный архитектор Норман Фостер разработал концепцию 280-метрового здания, имеющего некоторое сходство с гигантским кристаллом. «В начале недели предпроектная концепция успешно прошла публичные слушания, под строительство уже выделен земельный участок», — сообщила главный архитектор Ханты-Мансийска Светлана Белоусова.

Девелоперы редко встречают сопротивление властей, когда речь идет о «статусной архитектуре», как определил небоскребы чиновник Мосгордумы, попросивший не называть его имени. «Власти считают, что наши объекты однозначно украсят город и станут знаковым явлением для городской среды», — гордо заявляет Тютиков из «Проспекта». 300-метровый небоскреб, который собирается построить в Кемерове красноярская компания «Алпи», так воодушевил губернатора Амана Тулеева, что он публично пообещал по возможности освободить проект от местных налогов.

Возражения снизу
Перспектива строительства небоскребов в городе не всегда вызывает энтузиазм у местного населения. Но, в сущности, кто его спрашивает? По природе своей небоскреб — раздражитель общественного мнения во всем мире. Но обычно это не меняет строительных планов.

«Газпром» развернул строительство 396-метрового «Охта-центра» вблизи исторического центра Санкт-Петербурга, несмотря на предшествующий этому громкий скандал и марш протеста жителей Северной столицы. Высотные стройки не удавалось остановить и в других городах. Несколько лет назад в Екатеринбурге местные общественные организации, включая Союз архитекторов, решительно, но безрезультатно возражали против строительства 22-этажного бизнес-центра «Антей» (76 м). Здание возведено посреди традиционной для центра города малоэтажной застройки, да еще и на месте старинной усадьбы (снесенной незаконно, как позже признала прокуратура Свердловской области). «В первоначальном варианте проекта высота здания была ограничена 6-8 этажами. В 3 раза больше она оказалась из-за самоуправства застройщика», — вспоминает Демидов из градостроительного совета Екатеринбурга. Впрочем, сейчас это уже не актуально. Полным ходом идет строительство новой очереди «Антея». Высота уже известна — 184 м.

Есть ли жизнь в поднебесье
«Сталинские высотки в свое время были воплощением властных амбиций — об их функциональности и речи не шло. Парадокс, но сегодня история отчасти повторяется», — говорит Ирина Коробьина из «Центра современной архитектуры». Поддерживая высотное строительство, чиновники реализуют свои честолюбивые замыслы. Ну а как же девелоперы? Получив дефицитный (и, надо полагать, дорогой) земельный участок, компании по идее должны стремиться возводить на нем здания предельно разрешенной высоты — так выгоднее. Но это только в теории. «В центре Москвы действуют жесткие регламенты по высотности, так что получить разрешение на строительство небоскреба очень непросто. Но в то же время именно местоположение определяет класс и стоимость квадратного метра в высотках», — поясняет глава департамента элитной недвижимости «Миэль-Недвижимости» Кайдо Каарма.

Один из объектов ММДЦ — «Город столиц» (высота башен — 267,9 и 234 м) — пока еще только достраивается. Но уже сейчас можно утверждать, что застройщик «Капитал Груп» не останется внакладе. При общей площади помещений 289 000 м2 группа инвестировала в проект $450 млн. Итоговая себестоимость квадратного метра — чуть выше $1500. При этом апартаменты в небоскребах, по словам коммерческого директора «Капитал Груп» Алексея Белоусова, продаются по $15 000 за 1 м2. «И это не потолок, — убежден Белоусов. — К моменту сдачи цены вырастут как минимум до $25 000 за 1 м2».

Зато за пределами центра картина не столь радужна. Квартиры в небоскребах в периферийных районах столицы уже давно идут максимум по $10 000 за 1 м2, свидетельствует Каарма. Более того, сегодня нет дефицита предложений в 30-40-этажных домах, где 1 м2 стоит в районе $5000-7000.

Строить и управлять небоскребами у нас еще толком не научились, зато всегда умели пускать пыль в глаза. Комплекс «Вертикаль», относящийся, кстати, к программе «Новое кольцо Москвы», позиционировался как элитное жилье. Начинавшая строительство компания «Спецвысотстрой» экономила на всем, включая услуги проектировщиков: над 43-этажным зданием работали курские специалисты, набившие руку на типовых девятиэтажках. Завершить проект фирме так и не удалось, ее руководитель был объявлен в розыск. После этого даже главный архитектор Москвы Александр Кузьмин признал «недостаточно высокое качество» некоторых столичных небоскребов.

Усиленный надзор за высотным строительством проблему не решит. Закон «О техническом регулировании», принятый в 2002 г., в основном воспроизводит советские стандарты. Четыре года назад Росстрой пытался зарегистрировать новые отраслевые СНиПы, включая регламенты по высотному строительству. Но из-за процедурных нарушений они так и не были приняты. «Сейчас все строится без норм», — утверждает директор по научной деятельности ЦНИИЭП жилища Юрий Граник. У любителей покорять высоту развязаны руки.