Археологи нашли свидетельства массовой резни, устроенной 5800 лет назад

На модерации Отложенный Геноцид не является изобретением ХХ века — его печальные факты имели место и в древности. Этот грустный вывод сделали археологи Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, обнаружившие на границе Сирии и Ливана захоронение молодых мужчин, убитых, судя по всему, 5800 лет назад в ходе конфликта между жителями одного поселения. Пока что исследователям удалось извлечь кости 60 человек, но общее количество погребенных, видимо, составляет несколько сотен.

Сперва археологи, раскопавшие холм Телль-Брак, где было обнаружено захоронение, думали, что имеют дело с масштабным человеческим жертвоприношением. Однако хаотичность резаных и колотых повреждений, следы которых прослеживаются на костях скелетов, позволяет с уверенностью сказать: все эти люди погибли в результате резни, вероятно, заранее спланированной и происшедшей в течение одного дня. Неизвестно, что послужило причиной конфликта — от столь отдаленной эпохи не осталось письменных источников. В отличие от традиционной процедуры погребения скелеты не были похоронены отдельно друг от друга и в определенном положении — их просто свалили в общую яму. Это поневоле заставляет вспомнить о концлагерях фашистской Германии.

Телль-Брак является одним из древнейших городов в человеческой истории: по своим размерам он был намного крупнее обычных деревень. Как считают ученые, город возник в результате объединения шести небольших поселков, каждый из которых превратился в квартал. Каждый из них занимал площадь в 2—5 гектаров. Археологи предположили, что вооруженный конфликт, судя по всему, произошел между жителями разных кварталов. Есть и другая версия — местные жители уничтожили попытавшееся осесть в городе без их разрешения пришлое племя. В любом случае, масштабы резни, имевшей место на заре человечества, бросают в холодную дрожь.

«Мне кажется, в прошлом столетии несколько сместились акценты в представлениях об истории военных конфликтов, — рассказал нашему изданию этнолог Лев Коржевский. — Геноцид не является чем-то, придуманным в ХХ веке: история древних государств знала целый ряд случаев геноцида, по своей масштабности и кровавости не только не уступающих, но и превосходящих аналогичные явления новейшего времени. Даже представление о том, что оружие массового поражения было изобретено в ХХ веке, не является соответствующим истине. Приведу пример: зимой 689—688 годов до н. э. жестокий ассирийский царь Синаххериб полностью стер с лица земли Вавилон, ранее считавшийся неприступным городом. Сделано это было так: опытные инженеры завоевателя перенесли русло реки Евфрат при помощи сложных гидротехнических сооружений. Вода, хлынувшая в новое русло, полностью затопила город, в результате чего погибли десятки тысяч человек.
По сравнению масштабом этого события и объемом инженерных работ, понадобившихся для осуществления ужасного замысла, какая-нибудь атака парами иприта, примененная германцами в Первой мировой, кажется детскими игрушками». Впрочем, несмотря на всю жестокость нравов того времени, общественное мнение отреагировало на злодейство Синаххериба вполне адекватно: даже его собственные подданные стали воспринимать его как кровавого тирана. Сразу после смерти царя его преемник Асархаддон (681—669) поспешил отмежеваться от этого преступления, отстроив Вавилон заново и всячески проявляя благосклонность к его новым жителям.

«Геноцид, проводимый завоевателями, влиял на судьбу целых народов, — говорит этнолог Егор Байнов. — Например, как показали генетические исследования, завершенные в прошлом году, полному уничтожению подверглось в V—VII веках н. э. коренное население Англии — бритты. Захватившие остров племена англов, саксов и ютов, оказывается, вовсе не ассимилировали этот кельтский народ, а попросту выселили в своеобразные резервации, где постепенно занимались его полным уничтожением. Это очень странный факт — варварские народы раннего Средневековья не отличались такого рода нетерпимостью, даже к пленным и рабам германские варвары, как правило, относились гуманно, — и о причинах, которыми руководствовались завоеватели, можно только догадываться. Тем не менее, исследования показали, что в генофонде современных англичан крайне мало кельтских следов, да и те, что есть, связаны с валлийскими, шотландскими или ирландскими предками, а вовсе не с бриттами».

«Особенность массового уничтожения жителей завоеванных городов и стран в древнем мире заключалась в том, что крайне редко причинами геноцида служили межрелигиозные конфликты, — говорит г-н Коржевский. — В отличие от наших современников для большинства древних народов характерна терпимость в вопросах веры. Дело тут, думаю, было в том, что между разными языческими религиями не было такой резкой грани, как между современными конфессиями. Поскольку богов у языческих народов было много, то никто не считал предосудительным верить в еще каких-то чужих. Отдельные боги могли даже заимствоваться из пантеона других народов: так, Дионис, Аполлон и Афродита имеют ближневосточное происхождение. В такой ситуации межэтнические конфликты были намного острее — разность языка, обычаев и т.д. выступала на первый план. Еще сильнее были причины сугубо меркантильные — ради обретения власти над тем или иным регионом полководцы, как правило, не брезговали никакими средствами уничтожения городов и их населения, вопрос был лишь в том, насколько тот или иной способ осуществим с технической точки зрения».