Приватизация как способ укрепления госконтроля

На модерации Отложенный

Памятуя о связях Тимченко, Дерипаски и Евтушенкова, в душу невольно закрадывается сомнение в том, что они руководствуются исключительно деловыми интересами, а не участвуют в формировании новой системы сдержек и противовесов

Игорь Сечин попросил Владимира Путина де-юре закрепить за «Интер РАО» статус преемника почившей в прошлом году «ЕЭС России», передав ей нераспроданные доли в генерирующих компаниях. Помнится, сразу по окончании реформирования отрасли премьер потребовал «не допустить потери управляемости электроэнергетикой». Но без собственных экономических агентов государство просто не в состоянии решить поставленную задачу.

Подготовка к спецоперации началась еще в процессе ликвидации РАО. «Газпром», эффектно сломив сопротивление Юрия Лужкова и Валентины Матвиенко, лишил контроля над генерацией власти обеих столиц. «РусГидро» исполнило сходную роль в отношении гидроэлектростанций. Несмотря на то, что компания уступила Олегу Дерипаске в борьбе за «Иркутскэнерго» и Красноярскую ГЭС, региональные власти полностью утратили влияние в процессе управления ГЭС.

Затем началась работа с кадрами. В 2008 г. Вячеслав Синюгин, отправившись на повышение в Минэнерго, оставил у руля «РусГидро» Василия Зубакина, который второй год не может избавиться от приставки «и.о.». Авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала, кто из двух руководителей государственной гидроэнергетической монополии - бывший или нынешний - обладает лучшим политическим чутьем. Атака на Зубакина оказалась безрезультатной, зато кадровое решение принято в отношении Синюгина .

В 2009 г. не был продлен контракт со слишком независимым главой Федеральной сетевой компании Андреем Раппопортом. А уже в сентябре новое руководство компании в считанные дни полюбовно урегулировало с «КЭС-Холдингом» вопросы взаиморасчетов за госпакеты акций ТГК-6 и ТГК-7. Аналогичная схема может быть принята в отношении Михаила Абызова, если тот в ближайшее время полностью не рассчитается за бумаги ТГК-11.

«Интер РАО» уже подобралось к этой компании, став посредником в разрешении ее конфликта с «Роснефтью». После такой зачистки явных противников перевода нераспроданных долей в тепловых компаниях на баланс «Интер РАО» уже не осталось.

Подобное развитие событий не должно удивлять. Аналитики S&P еще в начале 2009 г. отмечали, что в результате реформы корпоративное управление в российских энергокомпаниях не улучшилось. В том числе, благодаря сохранившемуся доминированию государства. Но активность каждого национального чемпиона сегодня сдерживается крупными рыночными конкурентами. Например, «Газпрому» противостоит осененный покровительством Геннадия Тимченко «Новатэк». В энергетике позиции частного бизнеса пока выглядят заметно слабее, чем у госкомпаний. Правда, и здесь уже есть сигналы, свидетельствующие о намерении выровнять позиции.

Первой «прозрела» «Система». Просидевший три года в миноритарных акционерах «Башкирэнерго» и всерьез не боровшийся за контроль над ней в 2008 г. холдинг вдруг выступает с инициативой впятеро увеличить собственные генерирующие мощности. Затем с предложением разделить «РусГидро» выходит Олег Дерипаска.

Тут бы слушать да радоваться. Но, памятуя о связях Тимченко, Дерипаски и Евтушенкова с отдельными первыми правительственными чинами, в душу невольно закрадывается сомнение в том, что вышеперечисленные предприниматели руководствуются исключительно деловыми интересами, а не участвуют в формировании новой системы сдержек и противовесов. Для надежности в ней есть дублирующий контур контроля, в роли которого выступает ВЭБ. Он уже помог и Тимченко, и Дерипаске с Евтушенковым. В 2010 г. ВЭБ станет владельцем блокирующего пакета акций «Интер РАО» . А с инвестором или кредитором, совет которого возглавляет Владимир Путин, шутки, как известно, плохи.