Китайские рабочие выбрасываются на улицу

На модерации Отложенный

Мировой финансовый кризис привел к росту социальной нестабильности в Китае. На этой неделе волнения охватили ключевой промышленный центр КНР южную провинцию Гуандун, в которой уволенные из-за кризиса рабочие штурмуют предприятия и громят полицейские участки. Премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао объявил, что для предотвращения "цветной революции" Пекин намерен совершить огромные вливания в социальную сферу и демократизировать систему принятия антикризисных мер. 

Беспорядки в самой богатой провинции КНР Гуандун стали первым симптомом надвигающегося социального взрыва, который может охватить Китай из-за кризиса. Самым громким эпизодом стали беспорядки в городе Дунгуань. Они начались с того, что в начале ноября руководство фабрики игрушек Kaida, пострадавшей от снижения спроса на свою продукцию, объявило о сокращении штатов. Были уволены около 600 рабочих, которым было выплачено выходное пособие (по трудовому кодексу КНР, уволенному сотруднику выплачивается компенсация за каждый проработанный год в размере месячного оклада). Однако 80 рабочих оказались недовольны размером компенсации и подбили остальных уволенных взять фабрику штурмом. 

Во вторник около 500 рабочих двинулись к зданию фабрики. Их пытались остановить полицейские, однако разгневанные рабочие перевернули и подожгли несколько полицейских машин, после чего блюстители порядка бежали. Толпа ворвалась на фабрику и разгромила офисы руководства Kaida. Затем рабочие окружили здание и объявили, что не уйдут до получения достойной компенсации. Уже второй день менеджмент фабрики при участии местного горкома Компартии ведет переговоры с рабочими. 

Случай в Дунгуане — не единственный в своем роде. О волнениях в провинциях КНР китайские СМИ сообщают начиная с октября. В авангарде недовольных — рабочие предприятий, которые производили товары на экспорт и пострадали из-за сокращения спроса в США и Европе. В основном на таких предприятиях работают мигранты, приехавшие из перенаселенной сельской глубинки и трудящиеся за скромную плату (в среднем около $100 в месяц). Других источников к существованию у них нет, а низкая квалификация и массовое банкротство небольших производств не позволяет им найти работу. 

Особенно острая ситуация сложилась в развитых приморских областях КНР, являвшихся локомотивом китайской экономики и центром притяжения для миллионов людей из сельских районов.

Достоверной статистики о количестве мигрантов в КНР нет, однако оно может достигать 100 млн человек. В нынешних условиях эти люди превращаются во взрывоопасный материал, угрожающий правящему режиму во главе с Компартией Китая. 

Это заставляет Пекин работать над антикризисной программой с удвоенной энергией. 10 ноября госсовет КНР объявил о плане поддержки экономики на период до 2010 года стоимостью 4 трлн юаней (около $585 млрд). А вчера глава госкомитета по делам реформ и развития (бывший госплан) Чжан Пин объявил о том, что в 2009 году правительство потратит на социальные нужды 18 трлн юаней (около $2,64 трлн). 

Одновременно Чжан Пин обнародовал правительственную стратегию по расходованию средств, выделенных на борьбу с кризисом: большая часть пойдет на реализацию масштабных инфраструктурных проектов в центральных и западных районах страны. Пекин рассчитывает сохранить за счет этого высокие темпы экономического роста, а также обеспечить занятость всем тем, кто потеряет работу из-за кризиса. Вчера же для разогрева экономики китайский ЦБ понизил ставку кредитования с 6,66% до 5,58%, а ставка по депозитам с 3,6% уменьшена до 2,52%. "Это привычная стратегия, когда руководство КНР накачивает деньгами госсектор. Такая стратегия может дать положительный социальный эффект, но Пекину стоит опасаться всплеска инфляции",— заявил "Ъ" доцент Института стран Азии и Африки Михаил Карпов. 

Другой мерой Пекина по предотвращению социального взрыва, как сообщил Вэнь Цзябао, должна стать демократизация принятия важных макроэкономических решений. "В настоящее время международная экономическая ситуация сложна и быстро меняется, что затрудняет процесс ее анализа и принятия решений. Сейчас народ имеет право понимать процесс принятия правительством важнейших решений, имеет право принимать в нем участие и контролировать их выполнение",— заявил он. Впрочем, Михаил Капов уверен, что к формированию госполитики в области борьбы с кризисом будут допущены прежде всего представители госсектора, а не частные бизнесмены. 

Александр Габуев