Стремление России вооружить и арабов, и иранцев - бизнес или глупость?

На модерации Отложенный На прошлой неделе сразу много российских официальных лиц побывали по обе стороны залива, который иранцы называют Персидским, а арабы либо Арабским, либо просто Заливом.

В городе-порте Бушере глава «Росатома» Сергей Кириенко заявил, что строительство первой иранской АЭС завершено и начались пусконаладочные работы. В реактор пока загружают для проверки имитационные стержни со свинцом вместо урана, но приехавший вместе с Кириенко в Бушер глава Организации по атомной энергии Ирана Голям Реза Агазаде поспешил объявить, что теперь, мол, Америка должна принять реальность и научиться жить с ядерным Ираном. Кириенко же высказал надежду, что «Росатом» сможет поучаствовать в будущем строительстве других ядерных объектов и АЭС повсюду в Иране. Понятно, что во время кризиса никакой доллар нелишний.

На Западе, в США и Израиле всерьез и достаточно обоснованно опасаются, что иранская ядерная программа прежде всего нацелена на тайное создание собственного ядерного оружия. Агазаде заявил в Бушере, что через пять лет в подземном урановом обогатительном комплексе в Натанзе, где сейчас собрано 6000 газовых центрифуг, будет уже каскад из 50 000 таковых. Единственная серьезная проблема у иранцев сегодня — нехватка природного урана. Существенные собственные ископаемые запасы найти не удалось, закупленное еще шахом до 78-го года — уже в работе, а прикупить еще на мировом рынке американцы мешают. Эксперты МАГАТЭ сообщают, что в Натанзе сейчас в работе только 4000 центрифуг.

Для бушерского реактора наши уже завезли 82 тонны реакторного топлива (обогащенного урана) в сборках. Сейчас они хранятся запечатанными МАГАТЭ, но что потом? Для запуска реактора все эти сборки не обязательны, что-то можно при случае увести. Кроме того, иранцы могут попытаться в будущем выделить из отработанных сборок плутоний и уран. В Бушере Кириенко постарался успокоить Запад, объявив, что по меньшей мере до 2011-го АЭС будут обслуживать наши специалисты, а отработанное топливо увозить в Россию на переработку.

В Москве привыкли рассматривать участие в иранской ядерной программе, а также поставки Тегерану оружия в контексте отношений с Вашингтоном и Тель-Авивом. Но Америка далеко и Израиль не близко, а коренные противоречия у Исламской Республики Иран — с соседними арабскими странами. Иран стремится доминировать в Заливе, где нефти раз в 10 больше, чем в России. Борьба с США и израильтянами — лишь средство в достижении главной цели, что арабские правители вполне понимают. Во время долгой и кровавой ирано-иракской войны в 80-е годы все арабские страны Залива активно поддерживали Ирак, и сейчас отношения не лучше.

Недавно советник духовного лидера Ирана публично вспомнил, что небольшое островное королевство Бахрейн на другой стороне Залива от Бушера было когда-то иранской провинцией. Возник серьезный дипломатический конфликт, и для его разрешения на прошлой неделе в Бахрейн несколько неожиданно прибыл, официально с целью участия в международной конференции по терроризму, иранский министр внутренних дел Садек Махсоули.
Но закончилось это публичным скандалом во время пленарного заседания. Генсек Совета сотрудничества стран Залива Абдул Рахман бин Хамад Ал-Аттия объявил, что «недопустимые иранские заявления угрожают суверенитету Бахрейна», что Иран дестабилизирует ситуацию в Заливе, в том числе своей ядерной программой, что «уже 40 лет оккупирует три арабских острова» в Ормузском проливе, что именно поэтому арабы пригласили в регион флот США.

Махсоули ответил, что «экспансионизм сионистского израильского образования» (Государства Израиль) и США — дестабилизируют Персидский залив, а Иран — мирная страна. Еще эти «террористы-оккупанты», прикрываясь «борьбой с терроризмом», оказывается, завозят из Афгана наркотики в Ирак. Сами по себе заявления иранского силовика вызывали оторопь, но из них последовал вполне логичный вывод: мир в регионе возможен только, если из него будут выведены все иностранные силы. То есть иранские шииты станут доминировать.

В Бахрейне правит суннитская династия, но большинство населения — шииты. Во время конференции в столице Манаме начался суд над 35 шиитскими активистами, которых обвиняют в заговоре с целью свержения существующего строя. Арестованные уже признали вину под видеокамеру во время следствия, и это показали по местному ТВ. На суде они, понятно, заявили, что их заставили признаться. В городе произошли беспорядки, подавленные бахрейнским ОМОНом. Власти полагают, что именно Иран стоит за спиной шиитской оппозиции.

В этом противостоянии американцы четко занимают сторону нефтяных арабских монархий. В Бахрейне расположена штаб-квартира объединенных морских сил. Командующий ими и 5-м флотом США адмирал Уильям Кортни выступил на конференции, ясно и коротко изложив, что передовое базирование и возможность наносить удары в глубь территории врага обеспечивают господство на море и безопасность. Понятно, что куда-то уходить и уступать регион американцы не намерены, а арабы их не отпустят.

На прошлой неделе туда же в Залив, в Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЕ) на крупнейшую выставку оружия IDEX-2009 приехало много наших во главе с начальником Генштаба Николаем Макаровым — стараться, как было объявлено, продвигать отечественное оружие, в частности ОАЭ и Бахрейну. Желание вооружать сразу и иранцев, и их смертельных врагов, возможно, похвально с чисто коммерческой точки зрения. Но тогда, может, стоило Кириенко хотя бы немного погодить с шумом «запускать» в Бушере реактор, чтобы не злить потенциальных клиентов, с которыми буквально в тот же день вели переговоры в Абу-Даби. Кстати, следует хорошо подумать, прежде чем оставлять в Бушере надолго несколько сотен наших спецов для эксплуатации АЭС. Если нарастающее в Заливе напряжение выльется в конфликт, по Бушеру будет нанесен первый и неслабый удар.