Почему топливо на отечественных АЗС стоит в два раза дороже, чем в США

На модерации Отложенный

Розничные и оптовые цены на автомобильное топливо в России слабо связаны друг с другом – виновата низкая конкуренция на рынке нефтепродуктов. В результате топливо на отечественных АЗС стоит в два раза дороже, чем в США. 

В начале декабря «Газпром нефть» снизила розничные цены на автобензин и дизтопливо, поступающие на АЗС с Омского НПЗ. Так, литр Аи-92 в Тюменской, Свердловской и некоторых других областях подешевел до 20,5 рубля (-4,6%), Аи-95 до 23 рублей (-4%). Новые цены оказались ниже среднерыночных: по данным ИЦ «Кортес» литр Аи-92 на 28 ноября стоил 21,85 рублей, а Аи-95 - 24,39 рублей. Всего за неделю цены на АЗС в крупных годах России понизились на 0,5% и 0,1%, соответственно.

Хорошие новости для автолюбителей? Как сказать. Оптовые цены за тот же период просели значительно сильнее: на Аи-92 на 3,9% (до 15,87 тыс. рублей/тонна), на Аи-95 на 5,1% (до 21,42 тыс. рублей/тонна). Схожая ситуация, отмечает директор по развитию ИЦ «Кортес» Павел Строков, наблюдалась в течение всего месяца. С 24 октября в опте бензин марки Аи-92 подешевел на 26,3%. В рознице - лишь на 6,5%. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль уверяет: до конца года стоит ожидать удешевления автотоплива на АЗС, в лучшем случае, на рубль. Затем его стоимость снова начнет расти.

Динамику топливных цен в России интересно сравнить с изменениями на рынке США, всегда чутко реагирующем на колебания нефтяных цен. По данным Американской автомобильной ассоциации (ААА), галлон бензина на американских заправках на прошлой неделе стоил $1,92 или $0,58, за литр - около 14 рублей. Откуда взялась почти двукратная разница между ценой топлива в экспортирующей нефть России и стране-импортере США? Чиновники, как правило, обвиняют вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), не желающие отказываться от сверхприбылей. Но дело не только в них.

«Ценообразование на нефть и нефтепродукты абсолютно непрозрачно, - отмечает Павел Строков. – В России нет даже основного элемента открытого рынка – индикатора, служившего бы ориентиром для определения справедливой цены, и вокруг которого можно было бы строить остальную систему. О создании нефтяной бирже в Петербурге дискутируют уже почти восемь лет».

Директор сервисной компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Алексей Бураков добавляет: нет собственно конкурентной среды. «Между собой ВИНК не конкурируют - их мало, легко договориться, - размышляет эксперт.

– И если органы власти субъектов РФ сознательно не поощряют конкуренцию, то холдинги конкурировать и не будут. ВИНКи поделили регионы между собой, проводят согласованную политику, но поймать их на этом малореально. Все попытки ФАС в этой области изначально обречены на неудачу: доказать ценовой сговор без документов служба не может. Хотя есть регионы, где власти сознательно пытаются создать конкуренцию. Так, руководители Москвы, Питера и некоторых открыто говорят, что не готовы отдать свои топливные рынки в руки какой-либо одной компании.

Но все это полумеры. Для возникновения истинной конкуренции нефтепереработка и торговля должны быть свободными и независимыми от нефтедобычи. Но кто по своей воле откажется от розницы, дающей основной доход? «ВИНК реально получают отрицательное сальдо по добыче из-за налогов. По моим подсчетам, убыток на тонну в октябре в среднем составлял 2 рубля, - комментирует Алексей Бураков. - Но сверхприбыли от розничных продаж многократно перекрывают убытки».

Государству тоже не с руки менять систему, дающую стабильный доход. Правительство дальше слов пока не идет. Правда, в недрах Министерства экономического развития разработан проект Программы развития конкуренции (по поручению Владимира Путина от 19 августа), в котором отдельная глава посвящена рынку нефтепродуктов. И премьер-министр в конце ноября заявил, что вскоре этот проект будет принят. В нем предлагается несколько мер, реализация которых в идеале создаст среду для появления конкуренции между ВИНК и в целом на рынке. 

Основные моменты:

- производителям предложат высвобождать некий обязательный объем нефтепродуктов для реализации на открытых торгах, чтобы вовлечь в оборот всех участников рынка;

- ВИНК обяжут разделить виды деятельности между различными юридическими лицами в рамках холдинга;

- предполагается создание (правда, не указано, кем именно) той самой методологии расчета внутренних индексов по ценам на нефтепродукты, с последующим использованием в долгосрочных договорах;

- не обойтись без открытой информационной среды. Чиновники считают необходимым открыть доступ всем заинтересованным лицам к информации о деятельности нефтяных компаний: планах по фактическому выпуску нефтепродуктов, наличию свободных мощностей по переработке, остатках топливных ресурсов.

Ольга Шевель