Зачем Путин и Медведев обнародовали свои доходы?

На модерации Отложенный

На днях доходы первых лиц государства — а именно президента РФ Дмитрия Медведева и главы правительства Владимира Путина — стали известны общественности. Представители власти полностью отчитались и за своё имущество и даже за имущество своих родственников. Так, согласно налоговой декларации Дмитрия Медведева, опубликованной на сайте президента, его доход «по основному месту работы» в период с 1 января по 31 декабря 2008-го составил 4 139 726 рублей.

При этом президент имеет 9 банковских счетов на сумму 2 818 780, 8 руб. Вместе со своей женой, Светланой Медведевой, президент владеет квартирой площадью 367,8 кв. м. и земельным участком площадью 4700 кв. м. на условиях аренды. Как ранее заявил Медведев, он считает, что его пример будет стимулировать чиновников к исполнению Закона о противодействии коррупции.

Мы спросили у наших респондентов, как следует расценивать такой шаг главы государства и сможет ли он действительно помочь победить коррупцию в России.

Сергей Маркелов, политолог, эксперт в области политического PR:

— С обнародованием доходов руководства страны Россия начала некое движение в сторону цивилизованности, открытости, прозрачности властных структур. Раз новый президент как юрист провозгласил одной из «фишек» борьбу с коррупцией, то, как говорится, начинать нужно с себя.

В данном случае, шаг, который сделали президент и премьер-министр, имеет два важных аспекта. Во-первых, это значит, что они объективно готовы декларироваться, во-вторых, они готовы с пропагандистской целью показывать это в публичной плоскости, подавая пример и по вертикали власти. Сейчас все чиновники «попрут» и будут декларировать доходы своих жён и детей, и, соответственно, у населения появятся аргументы в пользу разрушения этого исторического мифа, что в России бюрократ и чиновник — это всегда вор.

Однако, хотя страна, вроде бы, объективно начинает освобождаться от этих мифов (возбуждены десятки дел против взяточников на крупных постах), субъективно — на уровне простого населения — народ на это не среагировал, продолжает говорить: всё равно все продолжают во власти брать взятки. Поэтому нужна более мощная трансляция населению того, что процессы зачистки коррупции идут на самом деле.

Сергей Фильченков, финансовый аналитик ИК «ФИНАМ»:

— В большинстве развитых стран информация о доходах первых лиц носит открытый характер, являясь элементом демократической системы.

Избиратели имеют право знать, за счет чего формируется доход национальных лидеров — этот фактор снижает риск коррупции, принятия предвзятых решений. Правда, в России имеет место особая ситуация. Это на Западе раскрытие информации о доходах первых лиц государства является стандартной практикой. У нас публично озвученные доходы первых лиц, причем не в рамках избирательной кампании, а на регулярной основе, являются очередным шагом в набирающей обороты антикоррупционной кампании.

Предполагается, что вслед за Путиным и Медведевым свои доходы, а также доходы своих семей озвучат другие крупные чиновники, в частности, федеральные министры и губернаторы. Конечно, на первом этапе это может вызвать какие-то скандалы. Например, кому-то придется объяснять, почему автомобиль, который использует чиновник, стоит больше, чем тот зарабатывает за год. Будут вопросы по происхождению недвижимости и т. д. В общем, этот хорошо, особенно, если приведет к дальнейшему очищению госаппарата от коррумпированных деятелей.

В будущем такая система может выступить одним из элементов сдерживания мздоимства — для чиновников возникает риск, что нетрудовые доходы получат огласку, приведя к возникновению каких-то санкций. Конечно, есть много способов скрыть доходы, но в нашей ситуации даже небольшой шаг в борьбе с коррупцией будет позитивен и для гражданского общества, и для экономики, особенно если будет вписан в более широкую программу действий.

Игорь Крутой, композитор:

— А что такого в том, сколько зарабатывает Медведев? По-моему, во всем мире президенты и премьеры получают даже меньше, чем поп-звезды, и это нормально. Я думаю, что Барак Обама уж точно не получает за свою работу столько денег, сколько, допустим Мадонна или Брюс Спрингстин. Не берусь судить, сколько должен получать президент за свой труд. Если депутаты назначили ему такую зарплату — значит, они принимали решение из каких-то определенных параметров и мотивов. Хотя такая открытость президента, особенно в период кризиса, это хороший знак. Тем более, что у нас в стране любят посчитать чужие деньги.