Почему мы любим своих тиранов?

На модерации Отложенный Тут в Италии случился маленький скандал. Виновата, как всегда, Россия. Точнее — наша история. Есть у итальянцев такая партия со скромным названием Партия коммунистического возрождения. В ней собрались левые, не захотевшие переходить к умеренной социал-демократии. Партия как партия, имеет места в парламенте, критикует буржуазию и лично Берлускони. А еще она издает газету под названием Liberazione. В этой газете скандал и разгорелся.

Журналисты выступили с протестом против главного редактора, с подачи которого газета напечатала рецензию на книгу о Сталине. Казалось бы, ничего криминального в этой рецензии не было. Автор предлагал не делать из Сталина «кровавое чудовище», а поразмышлять над его ролью в истории.

Коммунистические журналисты тут же нарушили корпоративную этику. «Есть желание реабилитировать Сталина? Мы в этом не участвуем! Перед лицом миллионов погибших, ставших жертвами системы сталинских лагерей, перед лицом общемировой коллективной памяти, и левой культуры в частности, мы полагаем, что к этому нечего добавить: других исторических интерпретаций быть не может», — цитирует их заявление итальянская пресса.

Наверное, эти итальянцы слишком темпераментные. Ну зачем так переживать из-за руководителя другой страны, умершего больше чем полвека назад? Мне лично неизвестно, чтобы в России кто-нибудь ругался с начальством из-за оценки роли Альчиде де Гаспери или Беттино Кракси.

Кстати, о России. У нас на возможность реабилитации Сталина смотрят куда спокойнее. Наши коммунисты таскают соответствующие портреты по своим митингам, считая, что усатая физиономия поможет российским трудящимся. А официальные историки популярно объясняют, что Сталин был не великим вождем, а всего лишь успешным менеджером.


«Важно показать, что Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал (как управленец) вполне рационально — как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война» — это цитата уже из российского документа под названием «Концепция курса истории России 1900–1945 гг.». Впрочем, «концепцией» это назвать сложно — больше напоминает инструкцию для пиар-технологов: «показать…», «дать оценку…», «сделать акцент…».

На основе этой концепции был разработан новый учебник истории, который сейчас активно втюхивается в российские школы. Впрочем, авторы и издатели очень обижаются, когда говорят, будто они пытаются как-то обелить Сталина. Опять-таки приведу цитату из недавнего заявления директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова: «Попытка демонизировать учебники, попытка внести раскол в наше общество подобным образом заслуживает самой жесткой оценки». Сильно сказано, в тридцатых годах такой текст бы одобрили. Издательство уже подает в суд на журналистов, которые «неверно цитируют» учебник (не желая разделить их участь, оговорюсь, что приведенные цитаты взяты с официального сайта издательства «Просвещение»).

Странная штука. В далекой Италии даже коммунисты не забывают о сталинских лагерях и миллионах репрессированных. А в России, где чуть ли не в каждой семье кто-то был расстрелян или посажен, на уроках должны рассказывать о «вполне рациональном управленце».