Чем грозит России новое соглашение ООН о торговле оружием

На модерации Отложенный

Делегаты Генассамблеи ООН расходились вчера из зала заседаний с чувством, что приложили руку к важнейшему историческому событию. Эта международная организация после многих лет почти полного забвения смогла наконец совершить что-то яркое, принять решение, касающееся всех государств, похожее на весомый вклад в дело победы мира во всем мире. Впервые в своей истории человечество сумело договориться само с собой о том, что торговлю оружием необходимо регулировать. Что пора уже международному сообществу регламентировать перемещение не только ядерных боеголовок, но и вообще любых вооружений – от простых автоматов до танков и авианосцев. С сегодняшнего дня приступают.

Идея создать для международной торговли обычным оружием какую-то систему регулирования по типу договора о нераспространении оружия ядерного возникла еще в девяностые, на волне всеобщего примирения после окончания холодной войны. Сначала эту инициативу поддерживали только разные нобелевские лауреаты, правозащитные организации и прочие люди доброй воли, но потом подсоединились и некоторые государства – в основном европейские.

Наконец, в 2006 году, после многих лет митингов, сбора подписей и юридического оформления дело дошло до голосования в ООН. Для начала страны должны были проголосовать за то, что такое соглашение в принципе необходимо. И уже это (ни к чему не обязывающее) голосование получилось довольно безрадостным. Поддержать гуманистическую инициативу отказались почти все крупные продавцы и покупатели оружия за пределами Европы: Россия, Китай, Индия, Иран, Израиль, Саудовская Аравия и еще 18 государств. А крупнейший экспортер оружия – США – вообще проголосовал против.

Казалось, идею регулировать торговлю оружием ждет печальная судьба многих других благостных европейских инициатив – ее просто пообсуждают, а потом никто не будет выполнять. Но тут в США случился change, и в этом деле тоже все переменилось. Вместо воплощения консервативного зла Буша во главе страны оказался прогрессивный гуманист Обама, который рад бороться против оружия в любых его проявлениях – от ядерных боеголовок до двустволок на аризонских фермах. Соглашение о торговле традиционными вооружениями оказалось у ООН в главных приоритетах.

После переизбрания на второй срок Обама избавился от последних внутриполитических препятствий и смог полностью посвятить себя заботам о своем месте в истории. Благодаря активной американской поддержке Генассамблея ООН одобрила соглашение о торговле традиционными вооружениями чуть ли не единогласно. 154 страны проголосовали за, воздержались 23, в том числе и Россия. Бесчеловечным голосованием против опозорилось всего три государства – Сирия, Иран и Северная Корея, но в глазах прогрессивного человечества их критика – лучшее доказательство полезности нового соглашения.

Суть документа (вот он) сводится к тому, что подписавшие его страны должны будут ввести жесткий контроль за тем, чтобы экспортируемое ими оружие не попадало на черный рынок или в руки режимов, которые могут использовать его для нарушения прав человека, ударов по гражданским целям, массовых репрессий, геноцида и прочих преступлений против человечности. Также страны должны будут отчитываться перед ООН о тех шагах, которые они предприняли в этой области.

В принципе, все это реализуется уже сейчас – разве что без обязательных отчетов. Ни в одной стране мира невозможно продавать оружие за границу без специальной государственной лицензии. А ООН и так может наложить эмбарго на поставки вооружений в страну, которую признает опасной нарушительницей прав человека. Просто теперь этот процесс должен стать более прозрачным, унифицированных и быстрым.

Скажем, Россия продала Сирии какие-нибудь ракетные установки, и ее сразу тащат в международный суд ООН в Гааге, потому что сирийские власти из этих установок стреляют по больницам, то есть по гражданским объектам. А это противоречит международным обязательствам Москвы, которые она взяла на себя в соответствии с новым соглашением о торговле оружием.

Но так это будет работать только в мечтах правозащитников и активистов-пацифистов. А на практике новое соглашение не несет никакой особой угрозы для российского экспорта вооружений. Во-первых, само по себе одобрение Генассамблеи ООН еще не означает никаких юридических последствий – каждая страна должна сначала ратифицировать это соглашение. Ратификация начнется только 3 июня и затянется на многие годы даже в приличных государствах, особенно в США.

Американцы в принципе очень не любят связывать себя какими-то международными обязательствами без крайней необходимости. А тут еще больная тема торговли оружием. Американские консерваторы уже заявили, что легко разгадали маневры Обамы: вся возня с международными ограничениями затеяна президентом для того, чтобы лишить американских граждан конституционного права на владение огнестрельным оружием. Под предлогом выполнения обязательств перед ООН Вашингтон планирует развести в этой сфере непреодолимую бюрократию и оставить американцев беззащитными и полностью зависимыми от правительства. И вообще – только прекраснодушный либеральный болван может поверить, что хитрые русские, китайцы или персы будут соблюдать свои международные обязательства так же тщательно, как законопослушные американцы. Так что никакого быстрого одобрения нового соглашения в конгрессе США не предвидится, и Москве еще долго будет на кого указывать, объясняя собственную задержку с ратификацией.

Кроме того, представление о том, что Россия может продавать свое оружие исключительно людоедским режимам, которым больше не к кому пойти, тоже не особо соответствует действительности. На самом деле Россия стабильно остается вторым после США экспортером оружия и продает его всем кому только можно, включая даже некоторые страны НАТО. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, за последние 10 лет Россия продала за границу вооружений на общую сумму $63 млрд.

Среди покупателей действительно навалом стран-изгоев и полуизгоев, чей рынок может в любой момент закрыться из-за международного эмбарго или ратификации нового соглашения. Иран, Сирия, Ливия, Судан, Белоруссия, Бирма, Чад, Эритрея и даже Северная Корея – Россия никого не обижает. Но почти все это – копеечные сделки. Да и откуда у Эритреи или Уганды возьмутся деньги на серьезные закупки? А вот двум крупнейшим покупателям российского оружия – Индии и Китаю – вряд ли кто-то сможет что-то запретить. За последние 10 лет на них пришлось почти 60% российского экспорта вооружений. Следующие пять покупателей по убыванию: Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Малайзия и Египет – еще 22%. Здесь политические риски повыше, но тоже вполне умеренные – многим из этих стран и сами США с удовольствием продают оружие.

Опасаться нового соглашения надо скорее какой-нибудь Белоруссии, Сербии или Болгарии, которые любят немного подзаработать, продав сомнительным режимам в Азии или Африке остатки доставшегося в наследство от советских времен оружия. Россия такими сделками тоже не брезгует, но у нее технологии поновее, поэтому основная масса клиентов – почище. Не Швеция, конечно, но страны достаточно адекватные для того, чтобы не оказаться крайними, когда международное сообщество вдруг захочет продемонстрировать преимущества нового регулирования торговли оружием.