Змеи-мутанты не боятся яда

На модерации Отложенный Тритоны и саламандры выглядят грациозно и беспомощно, но в то же время они вырабатывают один из самых токсичных ядов среди земноводных. Немногие ядовитые змеи могут похвалиться настолько хорошей защитой, как шероховатый тритон вида Taricha granulosa, которыя является самым ядовитым земноводным в мире - яд одного животного размером от 12 до 22 сантиметров может убить 12 человек. Токсичность ему обеспечивает вещество тетродоксин (ТТХ), такой же, как у некоторых иглобрюхих рыб. Этот же яд используется для ритуалов в культе вуду. ТТХ является нейротоксином, парализуя работу дыхательных мышц и останавливая сердце.

Но даже против таких опасных животных в природе существует средство - змеи вида Thamnophis sirtalis, которые "научились" справляться с ядовитым земноводным путем всего одной мутации. Команда ученых из университета Стенфорда под руководством Charles Hanifin сравнила токсичность 383 экземпляров шероховатых тритонов из 28 мест от Британской Колумбии до центральной Калифорнии. Наибольшая концентрация токсина выявлена на поверхности кожи тритонов, причем замечена интересная зависимость между этой токсичностью и уровнем восприимчивости к ней змей указанного вида их соответствующего региона. Во многих популяциях шероховатые тритоны с легкостью парализуют и убивают змей, но в некоторых популяциях змеи невосприимчивы к токсину.

Все дело в одной маленькой мутации, в процессе которой протеин поверхности нервных и мышечных клеток, чувствительный к токсину, потерял эту чувствительность и выработал сопротивляемость к ТТХ, что сделало змей полностью невоприимчивыми к этому яду, сохраняя их дыхательную и двигательную активность.
Природа продемонстрировала наглядный пример "гонки вооружений" среди животных, и в данном случае змеи ушли далеко вперед от тритонов, которым трудно будет приспособиться и выработать совершенно новый яд для защиты от "привитых" змей. Змеи, к тому же, получили защиту не только от ядовитых тритонов, но и от ряда других ядовитых животных,в состав яда которых входит тетродоксин, например, ядовитых лягушек.

В 2007 году исследования также подтвердили, что змеи к тому же могут использовать яд своих жертв для отпугивания хищников. например, змея вида Rhabdophis tigrinus (тигровая змея) поедает ядовитых лягушек, сохраняя их яд в особых шейных железах. Сама она неядовита, но в случае опасности может выстреливать этим ядом в хищника. Что еще удивительнее, в природе такое явление встречается довольно часто, и позволяет насекомым без проблем поедать ядовитые растения. Гусеницы, которые зачастую считаются ядовитыми, не вырабатывают яд, а получают его с растительной пищей, полностью изолируя в теле. Этот яд сохраняется в ряде случаев даже в процессе превращения в бабочку!

Что совсем поразительно, змеи, лишенные доступа к источникам яда - особым лягушкам, изменяют свое поведение, "зная", что яда у них практически нет, но при случае пополняют свои запасы, становясь более агрессивными. Просто удивительно, как организм приспособился хранить такое опасное для жизни вещество в опасной близости от сосудов, в шейных железах, при малейшей "утечке" которого змее грозит мгновенный паралич и смерть.