Венгрия стала страной-изгоем

На модерации Отложенный

За неполные два года правления правительство Виктора Орбана довело Венгрию до невиданного со времен распада соцлагеря политического и экономического кризиса. Без преувеличения. Иначе 18 января Орбану не пришлось бы ехать в Европарламент оправдываться за то, что новая конституция страны и законы о суде и центробанке не соответствуют нормам ЕС. И глава Еврокомисии Баррозу не обещал бы принять все возможные меры против этих законов. И Венгрии не угрожало бы лишение права голоса в ЕС и огромные штраф за нарушение общеевропейского законодательства.

При Орбане венгерская экономика побила все возможные финансовые рекорды. Курс национальной валюты подскочил до 315–320 форинтов за евро – весной 2010 г., когда Орбан пришел к власти, было 265. Государственный долг по отношению к ВВП тоже на исторической высоте – 82,6 %, чего не было с 1995 г. Абсолютный размер долга – 22 трлн. форинтов – тоже стал рекордом.

На аукционе гособлигаций сроком на 12 месяцев покупатели нашлись только за 10% годовых. Дефицит госбюджета по сравнению с прошлым годом удвоился. Теперь эти 1734 млрд форинтов составляют 6,9% ВВП. Но, по мнению венгерского министерства экономики, настоящий бюджетный дефицит – это только 2,94% ВВП, а все оставшееся – одноразовые траты. А именно покупка 21,2% акций энергетического гиганта MOL у Сургутнефтегаза за 1,9 млрд евро, увеличение капитализации Венгерского банка развития (MFB) и долги муниципальных властей, которые приняло на себя центральное правительство.

Вспомнив об одноразовых расходах, в правительстве почему-то ничего не сказали об одноразовых доходах, которые венгерский бюджет получил в 2011 г. в результате национализации обязательных пенсионных сбережений, накопленных за последние 13 лет в частных пенсионных фондах. Хотя половина из этой суммы в 3 трлн форинтов ушла на затыкание дырок в бюджете.

Правительство Орбана не смогло выполнить ни одного из своих экономических обещаний. В стране не появились новые рабочие места, не снизился бюджетный дефицит, не сократился размер госдолга, экономика остается в стагнации. Поэтому не удивительно, что, вслед за Standard and Poor's и Moody's, в январе и третье рейтинговое агентство Fitch отправило венгерские гособлигации в категорию мусорных.

Но премьер Орбан и его министры реагируют на все валящиеся на страну беды в своем фирменном стиле. Они ищут недостатки в брюссельской методологии расчета уровня госдолга, хотя она для всех стран ЕС одинаковая. Заявляют, что данные, предоставленные венгерским центробанком, противоречат интересам Венгрии. А падение курса форинта списывают на то, что брокеры просто «вернулись с новогодних каникул».

Конечно, Венгрия – не единственная страна в ЕС с плохими экономическими показателями. Но она единственная, кто оказался в полной изоляции и на европейском, и на международном уровне.

И фривольные заявления венгерских политиков только усугубляют ситуацию.

«Официальные переговоры с МВФ начнутся в январе, потому что представители фонда уехали домой за рождественскими подарочками», – так объяснил лидер фракции FIDESZ Янош Лазар неожиданный отъезд делегации МВФ из Будапешта в конце 2011 г. Хотя, на самом деле, чиновники фонда уехали совсем не из-за «подарочков», а в знак протеста против нового закона о центробанке, который угрожает независимости венгерского ЦБ и противоречит обязательствам Венгрии, принятым при вступлении в ЕС.

Этот закон, который делает возможным объединение венгерского ЦБ и счетной палаты, преследует одну цель – дать правительству возможность распоряжаться валютными резервами центробанка. Их накоплено на 35 млрд евро, и правительству очень хотелось бы потратить часть этой суммы на погашение госдолга. Министры Орбана уже проделали подобное с пенсионными сбережениями граждан, но к реальному снижению госдолга это не привело.

Несмотря на международные протесты, Будапешт голосами правящей партии FIDESZ все-таки принял новый закон о ЦБ 30 декабря. Это стало для Венгрии завершающим штрихом к статусу европейского изгоя. Все началось с репрессивного закона о СМИ, потом продолжилось национализацией пенсионных сбережений и чрезвычайными налогами на корпорации, затем – принудительное погашение валютных кредитов физлиц по льготному курсу. Еще в Евросоюзе недовольны сокращением полномочий конституционного суда и спешным принятием новой конституции, против которой в начале января на улицах Будапешта протестовало более 50 000 человек.

Действия венгерского правительства критиковали и Европарламент, и Еврокомиссия – она сейчас проверяет легитимность новых законов о ЦБ и конституционном суде. Строгие письма Орбану писали Баррозу и Хиллари Клинтон. Орбан их ответом не удостоил. Теперь Венгрию могут лишить права голоса в Евросоюзе и оштрафовать за нарушение своих обязательств перед Брюсселем. Дошло до того, что немецкое телевидение в детской передаче на примере Венгрии объясняет юным зрителям, как можно в стране постепенно разрушить демократический строй.

Самое печальное, что несмотря на все провалы, сменить Орбана на посту венгерского премьер-министра некому. Он и его партия FIDESZ по-прежнему остаются самой популярной политической силой в стране. Конечно, их рейтинг падает, но число сторонников оппозиции от этого не увеличивается. Поэтому надеяться на скорую отставку Орбана не приходится. Он привык к трудностям и будет держаться в своей «освободительной войне» до конца, а это, учитывая, что Венгрия за последние 300 лет проиграла все свои освободительные войны, ничего хорошего для венгров не сулит.