Чем прикрыть страшное слово \"кризис\"

На модерации Отложенный Лингвистическое кризисное явление: бизнесмены и СМИ соревнуются в изобретении эвфемизмов, которые смягчают или, наоборот, усугубляют представление о мировом экономическом кризисе. Слово, которое режет слух, заменяют, например, «высокой турбулентностью» или «рыночным экстримом». То есть вместо негативных и, порой, грубых слов — завуалированные понятия и позитивно звучащие термины. Многие бизнесмены предпочитают не выражаться и, по возможности, обходить традиционные кризисные слова стороной. В их лексиконе, например, «глобальный спад» заменяет «временная нестабильность». А само страшное слово «кризис» гораздо лучше воспринимается на слух как «период возможностей».

Владелец сети магазинов «Сны и секреты» Ирина Данилина рассказала BFM.ru, что ввела у себя в компании запрет на негативные выражения: «Слово «кризис» — я его вообще не воспринимаю. То есть не люблю употреблять. Я просто считаю, что в этом мире все работает по закону притяжения, и если ты произносишь это слово, то тем самым привлекаешь к себе неприятности. Еще запрещаю своим сотрудникам говорить слово «проблема» — вместо него вполне подходит «вопрос». Это гораздо мягче звучит, да и вопрос нужно просто брать и решать».

Еще можно к «массовым сокращениям» относиться как к «кадровой оптимизации». А «высокий курс доллара» назвать «спекулятивным». Впрочем, с таким подходом к кризисным словам не все согласны. Исполняющий обязанности главы представительства Mastercard в России Илья Рябый уверен, что вещи надо называть своими именами, хотя и сам порой вынужден прибегать к иносказаниям.
«Я использовал, естественно, словосочетание «финансовая нестабильность», когда меня напрягало постоянно повторять «финансовый кризис, кризис, кризис». Но вообще я не сторонник заменителей. Потому что, как мне кажется, если есть проблема, то ее нужно четко и понятно называть своим именем. Выражение «рыночная турбулентность» мне, конечно, слышать доводилось. Сам я его не употребляю, но бывают такие периоды, когда иначе как турбулентностью ситуацию не опишешь».

Значительно больше выражений и слов-заменителей в профессиональном словаре заместителя начальника аналитического отдела телекомпании «Эксперт» Александра Потавина: «Кризис он кризис и есть. Но смотрите, сколько других слов можно использовать: «неопределенность в экономике», «туманная ситуация», «спад активности», «экономические проблемы». И, наконец, типичные синонимы: «рецессия» и «стагнация». А так, в целом, не нужно бояться этого слова, надо пережить явление».

Кризис стал еще и поводом для лингвистических шуток. В блогах популярна памятка для социальноответственных пользователей. В ней предлагается разорение каждого банка рассматривать как укрупнение банковской системы, а увольнение с работы — как старт во фрилансе. А если уволили без выходного пособия — то, значит, налегке и с хорошей рекомендацией.

Впрочем, иногда предлагают для большей красочности усугубить и без того негативное слово кризис. Возможно, после этого оно не покажется таким уж страшным. В качестве примера приводится слово «коллапс».