Не будь у нас нефти вовсе, мы бы жили достойнее?

На модерации Отложенный

Должен без стыда признаться, что испытываю злорадство в связи с тем, что наша нефть стала стоить в разы дешевле. Примерно так же – т.е. зло – должен был радоваться христианин из числа римских рабов, гибнущий вместе с ненавистными ему хозяевами-язычниками в засыпаемых пеплом Помпеях. Очень уж сильно я не люблю нашу неумную нефтяную экономику. Мне кажется, что ставить благополучие наших детей в зависимость от конъюнктуры цен на нефть – преступная глупость. Не будь у нас нефти вовсе, думаю я, мы бы жили достойнее: своим трудом.

Теперь, когда нефтяной пузырь лопнул, мои правители, не теряю я надежды, поневоле перестанут молиться на трубу с вонючими углеводородами и припадать к ней. До правителей дойдет слух о том, что доллар, заработанный IT-индустрией, равен пяти долларам, вырученным нефтяниками. На этот счет есть вполне точные расчеты, но и без них ясно, почему: IT-доллар, в отличие от нефтедоллара, немедленно будет истрачен на внутреннем рынке на еду, квартиры, одежду и, главное, на образование, а не останется навеки лежать в тундре сталью, бетоном и заезженными до полной непригодности вездеходами.

Теперь правители (а наше правительство в интеллектуальном отношении находится на уровне лучших мировых образцов – это не я придумал, это мне технический директор Microsoft Крейг Манди говорил, ему есть с кем наших министров сравнивать) поневоле станут искать альтернативу нефти. И найдут очевидную: экспорт высокоуровневых IT-услуг. т.е. труда инженеров, патентоведов, переводчиков, программистов, бухгалтеров etc. Главное, ничего особенно оригинального выдумывать не придется. Все и так известно из теории и чужой, увы, практики. Преференции IT-экспортеру, чтобы он был в равных условиях с китайцами и индусами.

Нажим на западного поставщика: хочешь торговать с нами своими Windows или принтерами (да-да, это я о Hewlett-Packard) – открывай здесь центр разработки, да не показной, как у HP в Питере, а нормальный, такой, как у Intel в Нижнем. Делай так, чтобы наши инженеры набирались ваших компетенций. Ну и просто рабочие места создавай, лишними на нынешнем рынке они не будут. А если ты продаешь нашему «Аэрофлоту» свои Boeing’и – изволь заказать проектирование элементов конструкции планера у наших инженеров. Не закажешь – не купим.

Мне было бы чрезвычайно интересно узнать, как вы, уважаемый читатель, относитесь к предыдущему абзацу. Не считаете ли вы сказанное глупостью? Если считаете, подумайте о карьере чиновника (это нынче престижная работа). Чиновники, причем практически все, тоже считают сказанное глупостью. Много раз убеждался. Наш чиновник столбенеет, например, когда ему предлагают избавить программистов от ЕСН. Он, чиновник, видит в таком избавлении одно только воровство и крамолу. Он, чиновник, вопреки очевидному и сегодня считает, что нефть – это наше все, и что спасать от кризиса надо именно нефтяника. Пусть остальные помрут, но нефтяника надо спасти! Ради будущего, разумеется. Ведь не может же такого быть, чтобы $100 за баррель не вернулись, верно?



Может. Как не вернутся не то что высокие, а хотя бы какие-нибудь цены на паровые машины, печатные машинки и кремневые ружья. К 2025 году, вероятно, будут найдены альтернативные нефти источники энергии. Таков прогноз National Intelligence Council, можете свериться. Ресурс, конечно, вражеский. Но вдруг они правы насчет 2025 года. Что тогда?

Тех, кто считает идею избавления IT-экспортеров от налогов крамолой, я не стану посылать в Бангалор. Их там от одного только вида технопарков поджидает потрясение, какого они ни на каких Мальдивах не испытывали. Лучше расскажу для примера о том, как в этом самом Бангалоре индусы проектируют упомянутые планеры Boeing.

В двух словах, буквально: плохо проектируют. Настолько плохо, что Boeing, заплатив индусам (ТАТА, кажется, а может, Infosys, не помню, не суть важно), несет тот же заказ русским инженерам: переделайте. Глупость похлеще отмены ЕСН, верно? Верно. Устроили эту глупость индийские чиновники, обложившие Boeing офсетными соглашениями: ладно, мы купим ваши самолеты, но вы разместите у нас инженерный заказ. Дело тут не в деньгах даже, а в опыте. Когда инженеры ТАТА и Infosys этого опыта наберутся, нашим на этом рынке делать будет уже нечего.

Сравним эту глупость, учиненную индийскими чиновниками, с тем, что делает – или не делает – наша бюрократия, и будем заканчивать с этим текстом. Наши высшие чиновники – отнюдь не дураки, тут г-н Манди прав безусловно. Мне довелось видеть, как Рейман, будучи министром, на хорошем английском в два счета умиротворил в Бангалоре взвод индийских журналистов, разгневанных отказом допустить индийские компании к разработке софта для российского оружия. Кудрин на лекции в Вышке был в высшей степени убедителен, когда показывал, что цена нефти прогнозу не поддается, и что все мы у этой неопределенности ходим в заложниках. А МЭРТ? О, МЭРТ! Либерал на либерале. Все, начиная еще с Грефа, большие умницы.

Так вот, ни один из наших безусловно умных и квалифицированных министров, их заместителей, начальников департаментов, федеральных агентств и что-там-еще-у-нас-имеется ни разу не позаботился на манер индийских коллег о своих согражданах, ведущих высокотехнологичный бизнес. Ни разу во время визитов западных IT-людей – а они исправно встречаются во время визитов в Россию с чиновниками – не попросили сделать ничего такого, что не просят, а требуют в Индии, Китае, Ирландии, Венгрии, Израиле. 
Ни офсетных соглашений, ни центров разработки. Зато сборочный автозавод – позорное, в общем-то, предприятие для развитой страны, несколько тысяч рабочих мест для низкоквалифицированных рабочих, крайне неэффективное расходование дефицитнейшего ресурса, т.е. людей – у нас становится поводом для репортажа в программе «Время». Репортажа, который оболванивает (ну хорошо, смягчу – дезориентирует) обывателя.

Почему так, я не знаю. Но надеюсь, что сейчас имеется хотя и крохотный, но все шанс. Может, станет иначе. Долой нефть.

Андрей Анненков