США предсказана величайшая депрессия с начала 20 века

На модерации Отложенный

Нынешний кризис для США может превзойти по своим масштабам Великую депрессию 30-х. С таким прогнозом выступил обозреватель MarketWatch Пол Фаррелл. Многие из его «опережающих индикаторов» актуальны и для России.

Вообще говоря, Фаррелла не причислишь к оптимистам. И если он реалист, то довольно пессимистичный. Еще в начале этого года, когда некоторые его коллеги убаюкивали американскую общественность разговорами о скором окончании кризиса, он, наоборот, предупреждал об усугублении ситуации и сформулировал 11 причин, по которым «рецессия Бернанке» продлится до 2011 года.

Теперь Фаррелл еще более мрачен в своих прогнозах. Он предсказывает, что США к 2011 вползут в Великую депрессию-2, которая по своим масштабам и глубине превзойдет знаменитый кризис 30-х годов прошлого века. Об этом, по его мнению, свидетельствует 30 «опережающих индикаторов».

«У каждой проблемы есть одно или несколько возможных решений, но нет единой политической поддержки», — утверждает Фаррел и призывает готовиться к худшему.
Вот его индикаторы Великой депрессии-2, которые также можно было бы назвать «тезисами Фарелла».

1. Кредитный рейтинг США может быть вскоре понижен с уровня AAA.

2. Отказ ФРС раскрыть информацию о (выданных экстренных) кредитах на 2 трлн долларов, новая «теневая» банковская система.

3. Конгресс не контролирует 700 млрд долларов [программы финансовой помощи], Полсон — троянский конь Уолл-стрит.

4. Король Генри Полсон колеблется с планами выкупа проблемных банковских активов, вводя в замешательство рынки.

5. Goldman Sachs, Morgan Stanley потеряли десятки миллиардов, но планируют 13 млрд долларов бонусов в этом году.

6. AIG «спасает» крупные банки от 150 млрд долларов долгового навеса, защищает интересы акционеров прежде интересов налогоплательщиков.

7. American Express преобразуется в банковский холдинг и наряду с Goldman Sachs и Morgan Stanley может претендовать на деньги ФРС.

8. Минфин предусматривает налоговые кредиты в плане финансовой помощи, переносит издержки на штаты.

9. Доходы штатов сокращаются, налоги и долг растут; привлечение новых сотрудников, расходы и заимствования еще больше увеличивают задолженность.

10. Пенсионные программы – на уровне штатов, муниципальные и корпоративные – потеряли сотни миллиардов долларов на деривативах.

11. Хедж-фонды: 610 в 1990 году, почти 10000 сейчас. Снижение составляет 15%, показатель ликвидаций растет.

12. Потребительская задолженность сильно выросла, сейчас составляет 2,5 трлн долларов, это следующий проблемный кредитный сегмент.

13. ФРС также планирует предоставить миллиарды долларов сектору фондов денежного рынка, объем которого достигает 3,6 трлн долларов.

14. Freddie Mac и Fannie Mae теряют ликвидность, хотят прибегнуть к финансовой помощи за счет средств налогоплательщиков.

15. Вашингтон манипулирует данными: война стоила не 600 млрд долларов, согласно оценкам – 3 трлн долларов.

16. Скрытые издержки по программе финансовой помощи в объеме 700 млрд долларов, вероятно, составляют 5 трлн долларов, плюс 1 трлн долларов списаний в компаниях Уолл-стрит.

17. Сырьевой рынок снижается, экспортеры ресурсов теряют позиции, валюты падают, что инициирует глобальный спад.

18. «Большая тройка» американских автопроизводителей близка к банкротству; пострадают профсоюзы, работники, пенсионеры.

19. Рынок корпоративного долга, как субинвестиционного, так и высококлассного, падает более чем на 25%.

20. Ритейлеры объявляют о банкротстве: Circuit City, Sharper Image, Mervyns, продажи в розницесокращаются.

21. Безработица движется к уровню 8% и выше, вновь публикуются фотографии 1930-х годов, на которых изображены очереди к суповым кухням.

22. Государственную политику диктуют 42000 недальновидных, высокооплачиваемых, жадных лоббистов.

23. В Китае рост ВВП замедляется, правительство предусматривает стимулирующие меры объемом 586 млрд долларов, дефляция становится глобальной, затрагивает даже Дубай.

24. Несмотря на глобальную рецессию, торговый дефицит США сохраняется, сейчас достигает650 млрд долларов.

25. Огромные монстры Social Security, Medicare с 60 трлн долларов необеспеченных обязательств.

26. 46 млн незастрахованных – в условиях резкого подорожания медобслуживания и лекарств.

27. Новый «Новый курс»: США планируют направить миллиарды долларов на инфраструктуру, что еще более повысит «неустойчивый» долг.

28.Уходящая администрация затрудняет задачи новой, оставляя после себя огромные обязательства.

29. Идея «антиналогов» — новый пузырь, новая версия американской мечты с предложением бесплатного обеда, без потерь, американцы сталкиваются с новыми пустыми обещаниями.

Как считает Фаррелл, возможно, некоторые из первых 29 проблем могут быть решены по отдельности, но все вместе, возникнув на основе неправильной идеологии, они сулят катастрофу. Поэтому он призывает внимательно вникнуть в суть 30-го индикатора, который, по его мнению, заключается в том, что никто не выступает против новых программ расходов и не будет призывать к повышению налогов. Поэтому из-за эгоистичной жадности Уолл-стрит, предупреждает Фаррелл, страна вползает в величайший кризис.

В тяжелые времена не бывает недостатка в мрачных прогнозах, однако российские эксперты неоднозначно относятся к «опережающим индикаторам» Фаррелла.

Как считает аналитик ИФК «Алемар» Василий Конузин, тезисы Фаррелла относительно будущего развития США представляют собой один из сценариев, а факты, изложенные в них, строятся главным образом на опасениях крушения рынка американского госдолга.

«Однако есть и другая, оборотная сторона медали: ФРС может включить печатный станок и начать выкупать собственные долги, тем самым сокращая структурные дисбалансы. Рецессия в Еврозоне и Японии не позволит доллару при этом упасть», — заявил аналитик в интервью BFM.ru, уточнив, что его мнение – «это тоже всего лишь точка зрения».

По словам Конузина, сейчас нельзя доподлинно судить о том, что будет через год или два, поскольку нет ни одного долгосрочного решения со стороны денежных властей. Действия ФРС и Казначейства США направлены на «тушение пожара» на кредитном рынке, однако они не призваны напрямую стимулировать экономический рост. «Думаю, что конец первого квартала даст ответы на некоторые вопросы, в частности, к очередной встрече G20, лидеры ведущих мировых держав могут стать более конструктивными, однако до тех пор нам придется пожинать плоды рецессии», — прогнозирует Конузин.

«Мое мнение более оптимистично. Полагаю, что к 2011 году пик кризиса будет пройдет, экономика США очистится, но, видимо, еврозона и Япония пострадают более существенно. Также под ударом окажется и Россия, как сырьевой экспортер, ВВП которого завязан на мировой спрос, который на фоне глобальной стагнации упадет», — делится прогнозом аналитик.

Актуальными, на его взгляд, в отношении России являются тезисы относительно рынка сырья и падающих валют. Но если смотреть, как сильно упали «мягкие» валюты, рубль покажется еще весьма крепким. Впрочем, его ослабление пойдет на пользу экспортоориентированной экономики РФ, хотя одновременно и вызовет социальные проблемы. Падение спроса на сырье также приведет и уже приводит к сокращению производства по всем отраслям – в особенности металлургам. По цепочке сокращение производства передастся на электроэнергетику и смежные с ней отрасли. Падение реальных доходов населения станет серьезной проблемой для ритейла, и в итоге рост ВВП в 2009 году, по прогнозу Конузина, составит от 0 до 2%.

Он также считает, что оправдан тезис про угрозу замедления экономики Китая, но его последствия для России опять-таки упираются в цены на сырье.

«Не думаю, что РФ будет активно наращивать долги, а если и будет, то пока страна далека от «американских дисбалансов», и увеличение суверенной долговой нагрузки не будет критичным. Хуже обстоят дела в корпоративном сегменте, однако сейчас весь корпоративный валютный долг де-факто переводится и пролонгируется в рублевый за счет госсредств, а впоследствии и вообще может быть национализирован», — заключает Конузин.

Руководитель отдела анализа мировых рынков ИК «Финам» Михаил Аристакесян заявил BFM.ru, что по существу согласен с анализом Фаррелла и перед экономикой США стоят весьма серьёзные проблемы. «Главная из них это «двойной дефицит», т. е. дефицит торгового баланса и бюджетный дефицит. Причём для решения этих проблем ничего не делается. Все принимаемые в последнее время меры только ухудшают бюджетный дефицит. И судя по высказываниям мистера Обамы, его это проблема не заботит, что может весьма печально сказаться на экономике США», — констатировал эксперт.

По его словам, мнение Фаррелла о том, что кредитный рейтинг США может быть понижен, также уже не назовёшь фантастичным. По крайней мере, рынки начинают задумываться о такой возможности. В частности, стоимость CDS (страховки от дефолта) на американские государственные облигации сейчас составляет 39 базисных пунктов, по сравнению с 1 в начале 2007 года.

«В целом, мы полагаем, что возможность депрессии в США, по размерам превосходящей 30-е годы, весьма вероятна. Собственно, в США уже даже появился термин Greater Depression (Величайшая депрессия). Можно, конечно поспорить о сроках начала депрессии. — заявил Аристакесян — На наш взгляд, она может начаться раньше 2011 года, но мы считаем этот вопрос не принципиальным».

Что касается России, то, как отмечает Аристакесян, ее положение с долговой нагрузкой является гораздо более оптимистичным. «Да, нас ждут весьма напряжённые времена, но мы полагаем, что существуют весьма неплохие шансы избежать катастрофичного развития событий. По данным Минфина РФ на 1 октября 2008 года, внешний государственный долг России составляет всего 40,4 млрд долларов. Каких-либо проблем с его обслуживанием мы на данный момент не видим», — пояснил эксперт.

Как напомнил Аристакесян, совокупный внешний долг Российской Федерации (с учётом частного сектора) на 1 июля 2008 года, по данным Банка России, составлял 527,1 млрд долл. Но это в основном долг частного сектора, и погашение задолженности по нему в первую очередь должно быть головной болью компаний, а не государства. «Если взять долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.), то даже в этом случае мы имеем цифру в 195,2 млрд долларов, что вполне по силам для обслуживания», — считает эксперт.

«Бюджет у нас профицитный, соответственно, мы имеем намного более надёжный базис, для того чтобы успешно противостоять урагану, пришедшему из-за рубежа и избежать катастрофичного варианта развития событий в случае грамотной и взвешенной политике руководства страны», — подытожил Аристакесян.

Алексей Щеглов