Дело ЮКОСа как символ несвободы России

На модерации Отложенный

В Хамовническом районном суде Москвы 3 марта начинается судебный процесс по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Генеральная прокуратура добивается осуждения экс-главы "ЮКОСа" и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" по статьям 160 ("Хищение путем присвоения") и 174 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества") УК РФ.

Обвинение было предъявлено в феврале 2007 года. Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт тогда заявил: "Это обвинение я считаю не просто абсурдным, а даже безумным. Там фигурируют совершенно сумасшедшие суммы, которые похитить, легализовать или как-то еще скрыть от учета просто невозможно".

Прошло два года, а отзывы защиты о деле Ходорковского-Лебедева не изменились. В совместном заявлении адвокатов, обнародованном ими после получения 14-томного (!) обвинительного заключения за подписью заместителя Генерального прокурора России Виктора Гриня, утверждается, что единственной целью следователей и прокуроров было скрыть полное отсутствие в деле Ходорковского-Лебедева состава преступления.

В этом же документе обвинение названо "заведомо анекдотичным" и выражена уверенность в том, что все, кто будет следить за процессом, смогут очень быстро удостовериться в "юридической и человеческой правоте" адвокатов, которые намерены огласить свою позицию на первых же судебных заседаниях.

Сами обвиняемые разделяют мнение своей защиты.

Мать Ходорковского Марина Филипповна после свидания с сыном в СИЗО "Матросская тишина" сказала: "Михаила больше всего поражает очевидная глупость и абсурдность обвинения – хозяин сам у себя украл всю нефть. И в этом все зерно обвинения. Он говорит, что все остальное накручено, чтобы скрыть главную нелепость о 350 миллионах тонн украденной нефти".

Платон Лебедев в своих возражениях против обвинения от 17 февраля этого года еще более резок и называет аргументацию руководителя следственной группы Алышева "винегретом" из "тупо сфальсифицированных (от слабоумия) положений различных отраслей права (корпоративного, финансового, налогового, частного, уголовного и так далее)".

Абсурдность обвинения действительно бросается в глаза любому, кто не сочтет за труд с ним внимательно ознакомиться.

И для этого совсем необязательно иметь юридическое образование, достаточно руководствоваться здравым смыслом.

Следствие обвиняет Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в хищении 350 миллионов тонн нефти, то есть количества, сопоставимого или превышающего всю ежегодную добычу России в период с 1998 по 2003 год. Сделать это просто невозможно. И уже одно только появление такого нелепого обвинения дает основания для сомнений в объективности начинающегося судебного процесса.

Не добавляет надежд и состояние российской судебной системы.

С момента вынесения первого приговора Ходорковскому и Лебедеву оно если и претерпело изменения, то никак не в сторону независимости и беспристрастности. Председателем Мосгорсуда вновь избрана Ольга Егорова, которая, по словам федеральной судьи в отставке Ольги Кудешкиной, "выстроила систему, которая ей полностью подчинена, начиная от мировых судей и заканчивая судьями Московского городского суда".

"Там сейчас царит страх. В этой ситуации что-то сделать невозможно", – высказала мнение Ольга Кудешкина в недавнем интервью радиостанции "Немецкая волна".

Вряд ли я произведу сенсацию, если скажу, что истинная цель второго дела Ходорковского-Лебедева – не допустить выхода экс-главы "ЮКОСа" на свободу по УДО (условно-досрочному освобождению), на что он обоснованно мог бы рассчитывать, отбыв половину срока назначенного ему наказания. Точнее, не допустить его выхода на свободу никогда.

"Заказчиками" такого решения, очевидно, являются чиновники из высших эшелонов государственной власти, рассчитывающие оставаться на своих местах бесконечно долго. И для этой цели, видимо, все средства "хороши".

Однако утверждать, что второй приговор "пройдет" так же гладко, как и первый, я бы все-таки не спешила. Не исключено, что "фабриканты" нового дела Ходорковского и Лебедева могут столкнуться с трудностями, и повторить прежний "сценарий" в Хамовническом суде все же так легко, как они желали бы, не получится.

В конце февраля Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворил жалобу Ольги Кудешкиной против России и признал незаконным увольнение экс-судьи за публичные заявления об оказываемом на нее руководством Мосгорсуда давлении. Это, по мнению экспертов, очень важное решение, которое в дальнейшем окажет влияние на степень независимости судей в России.

А ранее Страсбургский суд признал частично приемлемой для рассмотрения по существу жалобу "ЮКОСа" на действия российских налоговых органов. Напомню, что ее "ЮКОС" подал в 2004 году, заявив, что с помощью фиктивных налоговых претензий было конфисковано имущество компании на сумму 32 миллиарда долларов.

Ожидают своего рассмотрения и персональные жалобы Михаила Ходорковского, Платона Лебедева (причем первая из трех его жалоб уже удовлетворена) и других осужденных по делу "ЮКОСа".

И хотя фраза "здесь вам не Страсбург", произнесенная в 2005 году одним из судей Мосгорсуда на кассации по первому делу Ходорковского и Лебедева, уже стала крылатой, очевидно, что проигнорировать решения ЕСПЧ России вряд ли удастся.

Российское общественное мнение, равно как и состояние экономики, – тоже не в пользу преследователей Михаила Ходорковского.

Так, согласно январским данным всероссийского опроса "Левада-центра", треть россиян считает, что для России в нынешней кризисной ситуации было бы лучше, если бы такие люди, как Ходорковский, трудились на благо страны в бизнесе или политике. Не согласны с этим утверждением 22 процента опрошенных, а 45 процентов респондентов затруднились ответить.

Конечно, вряд ли стоит обольщаться, что народное возмущение способно устыдить судей, предпочитающих руководствоваться в своей работе телефонным правом, а не положениями закона.

Но дело "ЮКОСа" в глазах все большего и большего числа самых разных людей становится символом несвободы в России.

И потому страх, о котором говорила Ольга Кудешкина, царит отнюдь не только в судебных коридорах, но и среди тех, кто это "дело" сфабриковал. Не случайно адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, добиваясь проведения нового судебного процесса в Москве, а не в Чите, сталкивались со столь упорным противодействием.

А как известно, где тонко, там и рвется. И если все же будет вынесен еще один абсурдный приговор, то это лишь усугубит кризис власти, а никак не упрочит ее позиции.