Закон о \"детекторе лжи\" похоронил Путин?

На модерации Отложенный

Новость из разряда неприятных: на заслуженный отдых отправлен начальник отдела Института криминалистики ФСБ полковник Юрий Холодный. Личность во всех отношениях легендарная. Живая история страны. Хотя бы потому, что он был первым, кого по приказу председателя КГБ СССР Ю.В.Андропова в 1975 году зачислили в совсекретную группу по изучению полиграфа. Ведь до этого «детектор лжи» у нас называли не иначе, как «мракобесием», «орудием буржуазного насилия над человеком».и т.п.

За прошедшие тридцать с лишним лет Юрий Иванович не изменил своему делу. Не сбежал, как некоторые коллеги, в частные структуры, где полиграф сделал их миллионерами. Остался верен государевой службе, стал доктором юридических и кандидатом психологических наук, профессором. Количество проведенных им проверок, принесших огромную пользу государству, обществу и конкретным людям, исчисляется тысячами.

- При опросе с использованием полиграфа, - рассказывал мне Юрий Иванович, - специалисты исследуют память испытуемого. Вы, например, можете не помнить деталей свадебного платья своей невесты, но то, что вы женаты (или были женаты) - будете помнить всегда. Точно так всегда откладывается в нашей памяти любая жизненно важная информация: «убивал - не убивал», «украл - не украл», «принимал наркотики или нет» и так далее. Хотел бы человек что-либо забыть из своей прошлой жизни, да не дано. В этом кроется сила опросов с использованием полиграфа.

При тестировании организм реагирует на задаваемые вопросы рефлекторно, а датчики лишь фиксируют на¬личие или отсутствие реакций. Специалист «читает» их и делает вывод, пытался ли опрашиваемый скрыть что-либо или нет. Поэтому сам специалист, а не прибор выступает в роли «детектора лжи».

- Насколько точны результаты таких опросов? Ведь ошибка может очень дорого стоить...

- По данным Американской ассоциации полиграфологов, вероятность результатов опросов - 90-96%, по уголовным делам ошибка менее 1%. Мы считаем такую оценку наиболее верной. Если профессионал ведет тестирование без спешки и строго соблюдает все требования технологии опроса, у опрашиваемого лица практически нет шансов скрыть жизненно важную для него информацию.

- А если он начнет пытаться обмануть полиграф?

- Опрос всегда проводится при добровольном согласии человека. Он ведь сам должен быть заинтересован доказать свою невиновность. Допустим, надели на него датчики насильно. Это ничего не даст, ведь он должен проявлять готовность сотрудничать. Как минимум, спокойно сидеть, не двигаться, не говоря о том, что отвечать, как положено, на вопросы, а в паузах - молчать и т.д.

Словом, добровольное письменное согласие опрашиваемого лица - требование абсолютное, подчеркивал Юрий Иванович.

Беда в другом: сегодня массовое использование «детектора лжи» коммерческими структурами приводит к нарушению прав персонала и кандидатов на должности. Того необоснованно обвинили в краже, этому – беспричинно отказали в работе. Нет и единой системы подготовки специалистов, что привело к настоящей «разинской вольнице». Появилась масса дельцов, которые выдают себя за великих мастеров, зарабатывая на этом сумасшедшие деньги и компрометируя сам метод.

Есть такие «виртуозы», которые в день проводят по 10-15 проверок, хотя на каждую должно уходить 2-2,5 часа.

- А поможет ли обуздать эту вольницу законопроект, который, насколько мне известно, много лет готовится в Госдуме?

- Действительно, - ответил Юрий Иванович, - работу над первым вариантом такого законопроек¬та депутаты начали еще в 1998 году. Однако предложения, в подготовке которых я принимал активное участие, «затерялись» в коридорах власти. В 2001 году при комитете по безопасности Госдумы была сформирована группа экспертов, которая начала подготовку Федерального закона «О применении полиграфа». Его цель: установить права и обязанности сторон, участвующих в опросе, порядок выполнения обязательных и добровольных проверок и другие правовые нормы. В частности, должно получить легитимный статус применение «детектора лжи» в негосударственной сфере. Словом, задача закона - защитить государство, общество, всех граждан от неквалифицированного применения прибора...

Мне удалось найти «утерянный» вариант закона, и сразу стала ясна причина его таинственного «исчезновения». Впервые за его разработку взялись депутаты еще второй, «красной», Госдумы. Их заботила все разрастающаяся коррупция, сращивание криминала с властью. В третьем созыве к разработчикам подключились такие специалисты, как экс-директор ФСБ Н. Ковалев, экс-глава МВД А.Куликов и другие депутаты, работавшие в спецслужбах. Проект получился действительно революционный. В нем устанавливался такой внушительный масштаб применения прибора, который, как видно, и привел в трепет коррумпированное чиновничество.

Судите сами. Предполагалось, в частности, что проверку на детекторе должны будут проходить: кандидаты в президенты РФ, претенденты на посты министров, руководителей федеральных ведомств, структур администрации президента. Само собой - кандидаты в депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, Конституционного суда, Счётной палаты. А также руководство Центризбиркома, региональные судьи и прокуроры при назначении на должность и т.п.

Ну, кому такое может понравиться? Что будет, если всех этих претендентов начнут опрашивать на предмет связи с криминалом, продажности, получения взяток и тому подобных малоприятных вещах?

Теперь понятно, почему этот закон похе.., то есть «потеряли»? Наконец, 26 сентября прошлого года власть оповестила СМИ: новый закон «О применении полиграфа» вот-вот получит «зеленый»!

- Сразу после того, как его одобрят в правительстве, я буду готов поставить под ним подпись и внести в нижнюю палату, - заявилдля прессы первый зампред комитета Госдумы по безопасности «единоросс» Михаил Гришанков. - Думаю, это произойдет во второй половине октября…

На дворе – март. И… тишина.

Так даст ли путинское правительство путевку в жизнь закону о «детекторе лжи», если сам он в должности президента его, как говорится, «в упор не замечал»? Оттого, не сомневаюсь, и не включили его в «антикоррупционный пакет» Д.Медведева. А без Юрия Ивановича этот закон уже некому будет проталкивать через Думу. Такая вот у нас борьба с коррупцией…