Некому деньги считать, казначейства российских компаний не отвечают мировым стандартам

На модерации Отложенный

Только в 5% крупнейших компаний казначейства способны извлекать прибыль из потоков ликвидности. Такие выводы следуют из результатов исследования практики управления финансовыми рисками в российских компаниях, представленных вчера KPMG. Казначейства недостаточно участвуют в управлении рисками, а их основными бедами являются технологические проблемы и недостаток квалифицированных кадров.

KPMG регулярно проводит исследования практики управления казначейством в разных странах, но в России это первый материал на данную тему. Представленный вчера «Обзор практики управления финансовыми рисками и казначейством в России» составлен на основе данных, которые представили 103 крупнейшие российские компании с годовой выручкой от 40 млрд руб., 56% из которых ведут деятельность в нескольких странах.

Показателем высокой эффективности работы казначейства является такое использование денежных потоков, которое позволяет зарабатывать дополнительную прибыль. «Но только 5% компаний имеют функционально развитые казначейства, выступающие центрами прибыли», — говорит руководитель направления «Управление финансами и казначейством» KPMG Роман Малюга. Из пяти компаний, чьи казначейства вошли в число наиболее эффективно работающих, — компания ЛУКОЙЛ. Еще пару лет назад управление ликвидностью оставляло желать лучшего: остатки на счетах лукойловских «дочек» достигали 1,5 млрд долл., а консолидированный внешний долг группы — 5,5 млрд долл. Как рассказал замначальника департамента казначейства ЛУКОЙЛа Андрей Ростовский, тогда было принято решение о вовлечении в оборот максимального объема денежных средств и централизации казначейских операций, в результате экономический эффект только в 2007 году составил около 600 млн долл. По данным исследования KPMG, большинство российских компаний, чья выручка превышает десятки и сотни миллиардов долларов, не могут похвастаться схожими результатами. Около половины респондентов не имеют цент­рализованной функции казначейства: их выполняют несколько компаний в составе группы, что не соответствует мировому тренду. Опрос компаний показал недостаточную вовлеченность казначейства в управление финансовыми рисками. «В идеале управление процентным, валютным и кредитным рисками, а так же риском ликвидности должно целиком находиться в пределах ответст­венности казначейства», — отмечает Роман Малюга.

А по данным исследования, казначейства несут за них прямую ответственность в зависимости от вида риска лишь в 50—85% компаний. Среди слабых мест у казначейств большинства компаний недостаточное использование производных инструментов. Так, валютные риски при помощи биржевых и внебиржевых производных инструментов хеджируют только 24% респондентов, аналогичная ситуация и с более существенными рисками. По данным исследования KPMG, 60% компаний считают самым сущест­венным риском, оказывающим влияние на деятельность компании, ценовой риск (изменение цен на закупаемые и продаваемые товары). Однако около 70% его не хеджируют. «Пока все еще остается некоторая неясность с правовым обеспечением сделок хеджирования с использованием производных инструментов, — поясняет директор управления продаж производных инст­рументов на глобальных рынках ABN Amro Оливер Саттон. — Но все больше и больше клиентов считают удобным использование данных инструментов. Российский хеджевый рынок не столь активен, как в других странах, но ситуа­ция быстро меняется».

Пока же компании чаще действуют по старинке, например используя естественный хедж, то есть соотносят валютную структуру активов с пассивами. При управлении другими рисками компании также предпочитают старые проверенные методы. Так, при задержке погашения дебиторской задолженности, большинство компаний полагаются на репрессивные меры: штрафные санкции (70%) и привлечение своей службы безопасности (40%). Менее популярны у компаний экономические меры: формируют резервы 30% опрошенных.

Несмотря на перечисленные недостатки и слабое управление рисками, компании исполнены оптимизма. По данным исследования KPMG, сейчас размещают и инвестируют финансовые ресурсы казначейства 75% компаний, а в том, что эта деятельность будет расширяться, признались 40% опрошенных. 

Еще одной проблемой российских компаний является низкая степень автоматизации процессов в казначействах, где пятая часть операций не автоматизирована вообще (пожаловались 70% респондентов). Вторая по значимости проблема, на которую сетовали респонденты (50% опрошенных), — это недостаток квалифицированных кадров.

\"