Внедрение в России свободного ПО - синдром честной бедности?

На модерации Отложенный

Министр Игорь Щеголев провел совещание с "эспэошниками". Термин этот употребила пресс-служба, приглашая по телефону корреспондента iToday.ru. Происходит он от "СПО" - свободное программное обеспечение.

Надо привыкать. Похоже, это у нас всерьез и надолго.

Действительно, на мероприятии присутствовали почти исключительно эспэошники: Microsoft не позвали. Большинство составили представители российских софтверных компаний, чей бизнес непосредственно связан с софтом open source. Роль производителей оборудования исполняли Dell, HP, Sun, IBM и Lenovo. Главным экспертом выступил академик РАН, директор Института системного программирования РАН Виктор Иванников. Был также Виктор Алкснис (общественная организация "Центр свободной технологии", где он председательствует вместе с Александром Поносовым). Отечественного производителя ПО представляла "1С". Не было людей из ФСБ и Минобороны.

Все стало ясно уже по составу участников, а с первых слов Игоря Щеголева ясность достигла предела. Министр назвал проект создания отечественной ОС "тупиковым". То ли дело софт с открытым кодом. Это – реальный путь обеспечения национальной безопасности.

Обсуждение немедленно перешло в практическую плоскость.

Безопасность, индустрия ПО и мифология

Оно, это обсуждение, представляет определенный интерес, и ниже будет описано. Однако необходимо сделать предварительное замечание. Такие – публичные – совещания, собираемые государственными деятелями, никак не влияют на принятие важных решений. У выступающих здесь не принято утруждать себя доказательством собственных утверждений. Впрочем, доказательства никого из участников действа и не интересуют. Имеет место смесь бюрократического ритуала и шоу. Первобытные люди плясали у костра с копьями прежде, чем начать охоту, а министр совещается с подведомственными соплеменниками прежде, чем начать внедрение СПО в органах государственной российской власти. Решение же об этом было принято 12 февраля у президента на заседании Совета по развитию информационного общества, и мотивы его имеют мало отношения к национальной IT-безопасности. Разговоры о национальной безопасности – это удары копья по воображаемому зверю во время ритуальной пляски. Что и будет ясно из дальнейшего.

Как это было

Виктор Иванников заявил, среди прочего, что в СССР не было, а в России нет индустрии ПО. Но ее можно построить, включив российских разработчиков в движение open source. Надлежит создать экспертный совет, наделив его "высоким статусом". (Корреспондент iToday.ru после беседовал с академиком, пытаясь добиться объяснения заявлению о несуществующей индустрии. Тщетно. Не добился.)

Игорь Жуков (ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт автоматизации управления в непромышленной сфере", ВНИИНС) представлял единственную в стране организацию, которая ведет разработки на уровне ядра операционной системы. А именно – МСВС, Linux-подобной ОС, сделанной для специального применения. Интересным в выступлении было сообщение о том, что вендоры производят драйверы специально для МСВС, и что для успеха проекта следует озаботиться созданием "экосистемы" для программистов, которые станут писать прикладной софт. Последнее подразумевает, что программированием для будущей ОС станут заниматься люди, желающие заработать продажей софта на свободном рынке.

Самым ярким выразителем идеи "даешь национальную безопасность" стал Виктор Алкснис. Он потребовал запретить проприетарный софт в госорганах и рассказал о том, как в бытность депутатом отправил в ФСБ запрос с целью выяснить, надежно ли проверен софт Microsoft на предмет отсутствия вражеских "закладок". Выяснилось, что ФСБ не уверена в отсутствии таковых, и что компьютеры с секретными данными просто не подключают к Интернету. "Но на флэшку-то эти данные можно записать?", - продолжил выяснение депутат Алкснис. "Да", сказали ему.

Это, по мнению г-на Алксниса, свидетельствует о небезопасности Windows. В выступлении экс-депутата содержались также предложения, которые всеми были признаны разумными. Они касались использования открытых стандартов представления документов.

Виктор Серебряков (ЛАНИТ)
обратил внимание присутствующих, что СПО никто не продвигает. В отличие от проприетарного софта, продвигаемого производителем. И пришел к выводу: СПО должно продвигать государство.

Дмитрий Комиссаров ("АйТи")
запугал присутствующих перспективой отказа Microsoft от выпуска патча, препятствующего распространению почтовых червей новой породы и, поддержанный министром, взял на себя труд к 11 марта подготовить предложения по созданию ассоциации разработчиков СПО.

Павел Гудков ("1С")
попросил не забывать о поддержке отрасли ПО в целом. Смысл сказанного им сводился к следующему: те, кто производят проприетарные программные продукты, тоже достойные члены общества, и их не следует противопоставлять тем, кто работает на рынке СПО.

Министр обратился к производителям техники: готовы ли вы, если что, поддержать законодательное внедрение СПО? Драйверы напишите? Под Linux ваше "железо" работать станет? Intel отмолчалась (позже в беседе с корреспондентом iToday.ru Юрий Французов все сомнения насчет способности его компании поддержать СПО развеял). Зато высказались IBM (Марат Гуриев), Sun Microsystems (Наталья Геллер) и Lenovo. Читателю, который знает, какие именно компании поддерживают движение open source, ничего пояснять не надо. Для остальных после минутной паузы сообщим: IBM и Sun готовы поддержать СПО. Lenovo тоже не прочь – потому что очень уж плоха Windows Vista.

Выступлений было гораздо больше, но довольно и этого.

Настоящий мотив решения

Национальная безопасность, как видим, предметом обсуждения не была. И правильно. Она никак не связана с тем, свободен софт или нет. Пример г-на Алксниса с флэшкой об этом свидетельствует как нельзя лучше: Пентагон и Лос-Аламос для зашиты USB-портов, которая и правда не предусмотрена разгильдяями из Microsoft, используют отнюдь не свободный софт российской компании Smart Line.

О причинах, по которым делается то, что делается, корреспонденту iToday.ru рассказал – в форме гипотезы – один из компетентных участников круглого стола 25 декабря прошлого года, на котором речь о национальной ОС шла впервые. Гипотеза такова.

Президент Медведев – квалифицированный юрист – не мог не поддержать программу легализации ПО в России. Отсюда и IV часть Гражданского, между прочим, кодекса. Но выяснилось, что легализация одного только софта Microsoft в одних только органах государственной власти и бюджетных учреждениях – жутко дорогое удовольствие, казна такого не выдержит. Вот, собственно, отсюда ноги у "национальной ОС" и растут.

Правдоподобная гипотеза, не правда ли? Только почему-то на совещании у министра никого со счетами не было. Никто не задался вопросом "сколько стоит" в отношении СПО.

Но ясно, что внедрение СПО – симптом честной бедности, которая безусловно лучше пиратства. Россия не должна уподобляться Сомали.

Тем временем

Сегодня же вечером на заседании АП КИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий) новый текст привезенного депутатом Ильей Пономаревым письма президенту (его было решено подготовить на заседании "расширенной рабочей группы"), был отвергнут. Единогласно.

ООО "Майкрософт Рус" подготовило свое письмо – с предложениями в текст письма президенту Медведеву. Наивные люди! Документ в редакции имеется, и мы намерены о нем написать.

О создании ассоциации разработчиков СПО речь только идет, а вот российские производители проприетарного ПО, представляющего отсутствующую, по версии г-на Иванникова, индустрию, уже объединяются и 5 марта проведут заседание.