Крымский экстремизм под киевский шумок

На модерации Отложенный

В минувшую пятницу в Киеве муфтий Украины, шейх Ахмед Тамим сделал громкое заявление: по его словам, в Крыму открыто действуют экстремистские исламские группировки, однако украинские спецслужбы даже не пытаются пресечь их деятельность. В результате, по мнению муфтия, Украина уже вскоре может столкнуться с событиями, аналогичными печально известным погромам во Франции.

«Представители экстремистских течений открыто работают, имеют орган печати, имеют свои конференции, публикуют свои заявления... Мы стараемся открыть глаза всем насчет опасности экстремизма, о том, что он развивается. Кто-то видит, а кто-то не хочет замечать. Не надо тогда обвинять мусульман в том, что происходит и в том, что будет», – так Ахмед Тамим заранее предупредил о том, что снимает с мусульман ответственность за распространение исламского экстремизма в Крыму. «У нас – Духовное управление, а не служба безопасности, не полиция, не милиция», – пояснил он.

Украинские журналисты словам муфтия особого значения не придали: ведущие киевские СМИ целиком заняты политическим противостоянием накануне выборов в Верховную Раду. Однако высказывание шейха должно было бы озадачить украинское общество, ведь ранее об угрозе исламского экстремизма в Крыму говорили в основном пророссийские политики, а теперь об этом же публично предупреждают сами лидеры мусульман!

История вопроса

Еще в 2003 году лидер крымских коммунистов Леонид Грач утверждал, что в горах Крыма действуют лагеря по подготовке боевиков-ваххабитов. Впрочем, Служба безопасности Украины (СБУ) эту информацию опровергла, утверждая, что Грач принял за террористов членов одной из христианских сект.

Однако вскоре после нападения США на Ирак в Крыму появились листовки, в которых, в частности, говорилось, что правоверные имеют полное право убивать не только американцев, но даже мусульман, поддерживающих американскую политику. Листовки были подписаны активистами партии «Хизб-ут-Тахрир», сторонники которой не признают светскую власть и выступают за построение Всемирного исламского Халифата, управлять которым должно не светское, а духовное лицо.
Следует отметить, что после терактов 11 сентября 2001 года Вашингтон внес «Хизб-ут-Тахрир» в список международных террористических организаций. Деятельность этой партии запрещена также в России и даже в ряде арабских стран.

Летом 2004 года по мечетям Крыма прокатилась волна увольнений имамов, симпатизировавших исламским радикалам. Однако вскоре сторонники «Хизб-ут-Тахрир» перешли в контрнаступление: они попытались силой вернуть своего имама в симферопольскую мечеть Кебир-Джами, являющуюся главной мусульманской святыней полуострова.

В июне 2007 года тема существования на Украине лагерей по подготовке террористов вновь оказалась на слуху. На международной конференции советник муфтия Украины по правовым вопросам Никита Кашницкий заявил о наличии тренировочных баз экстремистов в Херсонской области, а также о действующих в Крыму ячейках радикальных исламистских организаций. Впрочем, как и ранее, СБУ эти данные опровергла.

Между тем, спустя месяц приверженцы «Хизб-ут-Тахрир», пригласив журналистов, провели свою конференцию в Симферополе: как отмечают очевидцы, мероприятие поразило своей массовостью – зал Дома культуры профсоюзов оказался забит до отказа.
«Мы находимся в преддверии периода восстановления Всемирного халифата. Даже некоторые ведущие западные политики это признают. Этого не избежать даже с помощью превентивных военных мер», – заявил на конференции один из ее организаторов Руслан Рамазанов.

Куда смотрит СБУ?

Крымские политики считают, что СБУ до сих пор не пресекает деятельность исламистов на полуострове по причине того, что руководство главной украинской спецслужбы занято политическими «разборками» в Киеве.


«Верхушка СБУ сегодня занялась политической работой, может быть, вследствие этого внимание конъюнктурщиков из верхушки СБУ к теме «Хизб-ут-Тахрир» ослаблено, — предполагает Олег Родивилов, депутат Верховного Совета Крыма от партии «Русский блок».

Михаил Бахарев, вице-спикер Крымского парламента, утверждает, что местные власти в сложившейся ситуации ничего сделать не могут, – силовыми ведомствами управляет Киев. «Силовые структуры крымским властям, к сожалению, не подчиняются. СБУ подчиняется президенту страны. Нет политической воли со стороны президента, и все», – подчеркивает Бахарев.

Следует напомнить, что с момента обретения независимости официальный Киев рассматривал крымских татар в качестве своих союзников, сдерживающих гипотетическое воссоединение полуострова с Россией. Все эти годы ведущие украинские политики включали в списки своих партий руководителей крымско-татарского меджлиса, закрывая глаза на то, что эта структура не зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Украины и фактически представляет собой этнический парламент крымских татар, действующий нелегально. (Конституция Украины не предусматривает существование этнических институтов власти. Украинское законодательство также запрещает деятельность незарегистрированных объединений граждан)

Самоопределение по-крымски

По мнению крымских наблюдателей, нынешняя активизация исламистов – следствие того, что крымско-татарский меджлис в последние годы теряет свое влияние, показав неспособность решить основные проблемы крымских татар, вернувшихся на полуостров из Средней Азии. Теперь на руководящую роль среди претендуют более радикальные структуры, стремящиеся перехватить инициативу у меджлиса.

Похоже, что в самом меджлисе это осознают и, стараясь не допустить падения популярности, также прибегают к радикальным лозунгам. Так, на днях заместитель главы меджлиса Рефат Чубаров открыто заявил, что крымские татары имеют полное право продолжать борьбу за самоопределение. Что это означает?

Ответ прост. В принятой в 1991 году Декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа, в частности, говорится: «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение... Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве».

Даже «оранжевый» президент Виктор Ющенко, за которого голосовало подавляющее большинство крымских татар, еще в 2005 году призывал меджлис отказаться от скандально известной Декларации. Однако меджлис на предложение главы государства ответил отрицательно.

Таким образом, пока руководство Украины и силовых органов занято политическими баталиями в Киеве, ситуация на Крымском полуострове продолжает развиваться в непредсказуемом направлении.

Примечательно и другое: представители большинства фракций Верховного Совета Крыма признают нарастающую угрозу экстремизма среди крымских татар, однако не спешат посвящать этому вопросу заседание парламента автономии.

Силовые структуры Крымской автономии действительно подчиняются Киеву, а не местным властям, но крымские депутаты могли бы выразить обеспокоенность сложившейся ситуацией в своем обращении к руководству Украины. Такая консолидированная позиция народных избранников не позволила бы в дальнейшем замалчивать проблему исламского экстремизма в Крыму, как это происходит сейчас.