Самураи вышли на тропу войны за Курилы

На модерации Отложенный

Новое японское правительство может пересмотреть российско-японские отношения из-за Курильского вопроса. В среду официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин ответил японцам, что пока в Стране восходящего солнца будет продолжаться «политизация территориальных споров» с Россией, ничего хорошего из этого выйти не может. Между тем эксперты предупреждают, что России стоило бы беспокоиться не столько из-за Курил, сколько из-за общей политики Токио. Она нацелена на пересмотр «унизительных», с точки зрения японцев, итогов Второй мировой войны и отказ от «пацифизма». В итоге японская военная угроза становится актуальной для всего Дальнего Востока.

Долгие годы японский «пацифизм» – законодательный запрет на ведение войны и обладание «средствами войны» – не позволял Японии наращивать военный потенциал. В то время как соседи Японии – Китай, Северная и Южная Кореи и Россия – производили и закупали вооружение, наращивали численный состав своих вооруженных сил и разрабатывали ядерные программы, потомки самураев занимались исключительно экономикой. И хотя японцы пытались использовать всевозможные «обходные пути» для того, чтобы окончательно не лишиться имеющегося военного потенциала (например, через программы миротворческих операций в ООН), вопрос о пересмотре «несправедливых» антивоенных законов Японии не переставал подниматься.

Между тем в кругах японских политиков понимают, что их страна больше не может двигаться по инерции, пользуясь плодами экономико-технологического бума 1960–1980-х годов. Для полноценного развития Японии как «нормального» государства ей необходима собственная военная машина со всеми присущими ей атрибутами.

А военный потенциал Японии как минимум не должен уступать военным машинам других стран дальневосточного региона.

«Промилитаристские настроения побуждают Японию не только вовсю использовать военную риторику, но и осуществлять конкретные шаги в направлении отказа от «японского пацифизма». Еще в начале 1990-х годов было в разы увеличено финансирование сил самообороны, а также уровень качества военной техники», – сказал РБК daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. В мае этого года верхняя палата парламента Японии утвердила подготовленный правительством законопроект о референдуме, который позволит внести изменения в конституцию 1947 года. Японские «реформаторы» настаивают на расширении полномочий сил обороны, на том, чтобы дать им возможность обладать наступательными вооружениями и разрешить Токио вступать в военные альянсы, а также оказывать союзникам военную помощь. Эти шаги сейчас активно поддерживаются Вашингтоном, который заинтересован в создании военно-экономического противовеса Китаю, Северной Корее и России на Дальнем Востоке.

«Особого внимания также заслуживает то, что Япония – одна из немногих стран наряду с США и Канадой, где будет развернута эшелонированная система ПРО. Эта система в первую очередь направлена против России, во вторую – против Китая», – сказал г-н Собянин. Так что японцы не зря снова поднимают вопрос о статусе Южных Курил. Нарастающая милитаризация этой страны позволяет ей действовать более открыто как в российском направлении, так и на международной арене вообще.