Турецко-израильский альянс может стать водным гегемоном на Ближнем Востоке

На модерации Отложенный

На этой неделе на Ближнем Востоке едва не разгорелся новый скандал. Турецкая журналистка Элиф Урал засняла на видеокамеру, как игроки израильской футбольной команды по пути в Анкару распевали песни с оскорбительным для мусульман содержанием. Урал передала пленку с записью на один из центральных каналов, однако руководство канала решило замять происшествие: пленка так и не была обнародована.

Несмотря на то что на президентских выборах в Турции недавно победил Абдулла Гюль – кандидат от исламистской партии – Анкара пока не намерена жертвовать своими отношениями с Иерусалимом ради мусульманской солидарности. Турецкое руководство понимает, что Израиль для них – слишком важный партнер, чтобы можно было раздувать истерию вокруг «незначительных поводов».

Прежде всего Турцию и Израиль связывает то, что, если пользоваться терминологией Вашингтона, это «единственные демократии на Ближнем Востоке». Поэтому нет ничего удивительного в том, что США всеми силами способствуют развитию турецко-израильских отношений. Помимо этого Израиль и Турцию связывает очень тесное экономическое партнерство.

В свое время Турция активно использовала свое географическое «водное» преимущество по отношению к Сирии и Ираку. Ведь именно на ее территории берут начало важнейшие реки на Ближнем Востоке – Тигр и Евфрат. Строительство турками ряда дамб на этих реках в 1980-х годах едва не обернулось серьезным политико-дипломатическим кризисом в турецко-арабских отношениях.

Позже противоречия были сняты посредством ряда договоров. Однако Анкара по-прежнему придерживает в своем кармане как козырную карту вопрос об использовании водных ресурсов совместно с арабами.

Между Израилем и соседней с ним Иорданией с 1990-х годов также существует договор, согласно которому для каждой из сторон устанавливаются одинаковые квоты использования вод рек Иордан и Ярмук для внутреннего потребления. Между тем потребление водных ресурсов в Иордании растет быстрее, чем в Израиле, и Амман не раз намекал на это Иерусалиму. Однако израильтяне предпочитают пока удерживать этот вопрос в подвешенном состоянии. Под контролем израильтян находится и распределение воды среди арабского населения Иудеи и Самарии (Западный берег реки Иордан).

Учитывая то, что вода, а точнее ее недостаток, является одной из основных проблем для всего Ближнего Востока, союз Турции и Израиля позволяет вести жесткую совместную политику в отношении соседних арабских стран. Более того, Анкара все еще не оставляет заманчивых планов организации водовода с Израилем и близлежащими арабскими странами. Этим активно пользуется Вашингтон, который не упустит случая надавить на не желающих демократизовываться арабов при помощи водного и развивающегося военного турецко-израильского альянса.