Видеоряд в подсознании избирателя

На модерации Отложенный

В набор средств «охоты» за потребителем или избирателем, что в условиях тотальной маркетизации общества является одним и тем же, кроме всего прочего, входит технология влияния, построенная на 25-м кадре.

Причем одни эксперты - как правило, те, кто не имеет непосредственного отношения к сфере разработки и применения подобных технологий влияния - уверены в том, что 25-й кадр однозначно вредно сказывается на общем состоянии человека и его психике. «Сознание человека постоянно насилуется с помощью различных методов влияния, без ведома о том самого человека, не говоря уже о его согласии. Очевидно, это стало возможным, потому что мы живем в эпоху вседозволенности», - поделился своим мнением с газетой «СЕЙЧАС» режиссер-постановщик Киевского театра поэзии «Мушля» Сергей Архипчук.

Тогда как социальный психолог Олег Покальчук утверждает обратное. В народе принято сильно преувеличивать влияние 25-го кадра, создавая почву для различных мифов «о промывке мозгов». «Заявления, уверения или убеждения в том, что использование 25-го кадра делает человека управибельным, и с его помощью потребителям можно навязать какую-то идею, решение или желаемое поведение, является не более чем блефом», - отметил газете «СЕЙЧАС» г-н Покальчук.

Солидарен с коллегой экра-аналитик, психолог Владимир Креденсер, считающий, что с момента первого использования 25-го кадра данная технология влияния значительно утратила свой вес. Процесс постепенного ослабления уровня раздражения и, соответственно, воздействия 25-го кадра напрямую связан со способностью психики человека адаптироваться, рассказал он газете «СЕЙЧАС». «Еще 100-200 лет тому назад для человека было нормой восприятие в диапазоне смены картинки с частотой 24 кадра в секунду. В наше время эта норма испытывает изменения, происходит расширение границ самого сознания», - утверждает эксперт.

Впервые эффект 25-го кадра был опробован в 1957 году. Психолог и рекламист Джеймс Вайкери в американском городе Нью-Джерси с помощью второго демонстрационного экрана во время показа художественного фильма спроецировал на экран слова «Кока-кола» и «Ешьте попкорн». Этот текст показывался на столь ничтожно короткий миг - 1/300 доля секунды, что человеческий глаз не мог их заметить. Тогда же было зафиксировано увеличение объема продаж «американских лакомств», что послужило основой для предположения об эффективном влиянии данной технологии на поведение и выбор потребителя.

Сведенные до уровня «непререкаемой» истины предположения об эффективности данной технологии влияния, умело преподнесенной заказчику, вряд ли оставят последнего равнодушным к возможности увеличить свой капитал или электоральную поддержку. Таким образом, полит- и рекламных дел технологи имеют дополнительный шанс, по мнению г-на Покальчука, «раскрутить» спонсора на значительную сумму. Хотя, как сообщил газете «СЕЙЧАС» режиссер и клипмейкер Семен Горов, «работы на то, чтобы внедрить в уже существующий видеоряд (клип, фильм) 25-й кадр, требуется всего 10 минут». Соответственно, затратность технического внедрения такого кадра очень невысока, тем более если говорить о цифровых технологиях видеомонтажа.

И все же, со слов г-на Горова, ни один уважающий себя режиссер не возьмется за создание эффекта 25-го кадра с целью адресного влияния, направленного на решение меркантильных задач. «А вот в искусстве и 25-й, и 40-й, и вплоть до двадцатипятитысячного, кадры применяются для усиления эстетического эффекта», - добавил эксперт. Здесь речь идет, например, об усилении ощущения чего-то нового, о чем уже догадываются, но еще не могут установить.

В таком случае невидимый для сознания, но воспринимаемый на подсознательном уровне 25-й кадр наращивает уровень переживаний зрителя от происходящего на экране, делает его невольным соучастником сюжетных поворотов фильма.

Иногда 25-й кадр используется и как «хулиганская выходка» - как, например, в фильме «Бойцовский клуб» с участием Бреда Питта, в котором режиссер позволил себе подтрунить над зрителем, вмонтировав в него чересчур откровенный кадр. Посетители кинотеатров в недоумении переглядывались между собой во время просмотра данного фильма на предмет, видят ли нечто подобное другие или это им только показалось.

И все же, пренебрегая спорами о моральности воздействия 25-го кадра на человека помимо его воли, медиатехнологи никак не хотят отказаться от такого использования.

Например, в марте 2006 года Партия регионов обвинила «Нашу Украину» в применении данной технологии во время демонстрации в эфире Первого национального канала фильма «Угроза. Страшная правда». В нем якобы были использованы незаметные при обычном просмотре, со слов одного из лидеров ПР Тараса Чорновила, кадры с «перекошенным, специально отредактированным в страшном варианте темно-синим человеческим черепом». Правда, дело тогда до суда так и не дошло.

Скорее всего, эффект от использованной технологии оказался обратным желаемому. Вместо того чтобы таким способом избирателям внушить страх и отвращение к своим оппонентам (ПР), политтехнологи НУ вызвали «огонь критики» на себя. Но и это не главное. Главное состоит в следующем: чтобы получить положительный результат от 25-го кадра, необходимо его частое использование на протяжении определенного времени, считает г-н Креденсер, «потому что любое воздействие требует закрепления». Но, с другой стороны, по мнению г-на Покальчука, «то, что воздействует на подсознание, обходя сознание, вызывает как минимум тревогу, а то и раздражение или страх у людей». Соответственно, использование 25-го кадра радикализировало значительную часть электората, особенно на Востоке и Юге Украины, тем самым сыграв на руку Партии регионов, открыто заявляющей, что в лице Ющенко и НУ видит врага. Таким образом, очевидно, не желая того, «Наша Украина» сама способствовала тому, чтобы усилить свой образ врага у части населения.

Выходит, что разрушительный или, по меньшей мере, негативный эффект исходит не столько от самого 25-го кадра, сколько от возникающих слухов, мнений и допущений относительно его применения и вреда, наносимого психике. Ведь, по мнению и Олега Покальчука, и Владимира Креденсера, психически уравновешенный, духовно богатый человек имеет колоссальные ресурсы для противостояния всякого рода попыткам повлиять на его поведение и жизненные установки. Другое дело - когда сначала происходит ослабление духовного и физического иммунитета, тогда человек становится подвержен всякого рода манипулированию.

Стремясь добиться желаемого эффекта, часто «спонсоры» готовы пойти на непопулярные шаги, противоречащие морали, а иногда и негативно воздействующие на человека. По мнению значительной части населения, 25-й кадр как одна из технологий влияния, эффект которой базируется на прямом воздействии на подсознание, разрушает психическое здоровье человека. На самом же деле разрушительным оказывается не столько данная технология сама по себе, сколько страх и ажиотаж, который она вызывает. Создавая дополнительные основания для напряжения, 25-й кадр прежде всего ослабляет уровень сопротивляемости психики человека. А уже ослабленный таким образом человек становится открытым для всякого рода манипулирования.